00:29 

Дарем, день 2-й

MirrinMinttu
Do or die
Таки да, Дарем - это глушь)) Очень деловитая глушь, но сразу заметно, что туризм для них - дело сотое, если вообще в сотню приоритетов входит. Такого количества рабочих жилетов на душу населения я ещё нигде не видела. Кроме обычных желто-зеленых неоновых, видела ещё оранжевые и даже розовые. Вдобавок, это университетский город. И вот университетская тусовка сбила мне весь план дня. Их сегодня посвящали в студенты, и поэтому и Замок (где и находится университет), и кафедрал не работали для публики.



Фото из сети, и не сегодняшнее, но представление о творящемся столпотворении дает

Но благодаря этому, я практически "в одно рыло" попала на выставку "сокровищ святого Катберта". Минус - категорически запрещено фотографировать, комната малюсенькая, и у наблюдающего клирика полный обзор. Уж не знаю, повредил ли бы свет тому, что запечатано в стеклянные капсулы и ещё упрятано под стекло. Но факт остается фактом - в бывшей монастырской кухне темно, света только чуть-чуть. Даже заметки делать было непросто.

Но у нас есть сетевой материал, конечно.

Итак, у нас есть св. Катберт, о котором, в общем-то, довольно мало что известно. Есть версия, что он был двоюродным кузеном Элдфрита Нортумбрийского, потому что, в свое время, св. Катберт высказался за то, чтобы Элдфрит был позван на царство. Но, в общем и целом, человеком Катберт был тихим, спокойным и послушным, идеальный монах. Жил аскетично, проповедовал христианство, помогал жаждущим и страждущим. Пришлось стать приором - стал приором. Но, в какой-то момент, всего этого Катберту стало как-то много. Говорят, что он ещё и чудеса творил. В общем, решил он стать отшельником, и стал. Но поотшельничать ему дали всего восемь лет, а потом синод выбрал Катберта епископом Гексама. Бедняга возражал и упирался, но когда за ним приехал король... Сами понимаете. В общем, лучше бы его оставили в покое, потому что в роли епископа Катберт выдержал всего пару лет. Месяца за три до смерти, он вернулся в уединение. Говорят, на момент смерти ему было всего 53 года.



Но на момент смерти епископ Катберт был просто уважаемым человеком. Святым он стал через одиннадцать лет после смерти. Как я понимаю, тогда была такая традиция, что лет через 10 умерших епископов эксгумировали, и косточки собирали в небольшой реликваторий. Но когда выкопали Катберта... его тело оказалось даже не тронутым тлением. Вряд ли это легенда. Во всяком случае, историк Мария-Тереза Мэйн утверждает, что гроб, в который переложили теперь уже св. Катберта, был просто-напросто довольно наспех сколоченным дубовым ящикам, какими бы элегантными нам ни казались вырезанные на нем фигуры ангелов.



Честно говоря, я эти фигуры особо элегантными не нашла, но и миниатюры того времени выглядят элегантно только для тех, кто работает с ними всю жизнь. То, что вы видите - это сохранившиеся части того самого дубового гроба, закрепленные на ящике, имеющем форму этого гроба. Историки восстанавливают, что было изображено на утерянных частях, и иденцифицируют, какие именно святые и ангелы там изображены. Потому что в спешке или нет, фигуры вырезались не случайно и не в случайном порядке.

Что было элегантным, так это нагрудный крест.



И ещё там была... расческа. На самом деле, у священников того времени всегда была "литургическая расческа", и они причесывали волосы перед мессой. В тринадцатом веке это интерпретировалось как медитативное упражнение, очищение от вздорных, ненужных мыслей.



Кафедральные архивы свидетельствуют, что уже после перестройки Даремского собора норманнами, в 1104-м году, останки св. Катберта были презентабельными, потому что тогдашние благородные паломники требовали, чтобы им показали святого, на которого они жертвовали украшения и прочее, и некий Альфред Вестоу всегда расчесывал бороду и волосы св. Катберта перед демонстрацией, используя собственную расческу святого.

А в Дарем гроб со св. Катбертом попал на плечах монахов. Когда-то святыню унесли, чтобы защитить от викингов, и носили около ста лет, захоронив его в Дареме только в 995 году.




@темы: Англия

URL
Комментарии
2017-10-05 в 08:49 

Нари
Про расческу даже не подозревала. Какие тонкости!

2017-10-05 в 09:24 

MirrinMinttu
Do or die
Нари, а дырка там для того, чтобы её держать. Палец продевался сквозь расческу, и пошло дело.

URL
2017-10-05 в 09:32 

Нари
Нет, главное ж, что на это вообще внимание обращали, специальную расческу завели!

2017-10-05 в 10:09 

MirrinMinttu
Do or die
Нари, это была его собственная расческа)) Тут как раз эта Мария-Тереза и подчеркивает, что объект настолько ничтожный, что его никогда бы не положили в гробницу, если бы расческа не принадлежала св. Кадберту.

Кстати, крест - очень маленький))

URL
2017-10-05 в 10:20 

серафита
Декаданс всякий, рефлексия, мысли, бла-бла. А потом он решетку в тюрьму фоларийских богов выламывает.
Очень интересно! Но канонизированные в средневековье, уже при наличии реального исторического материала святые вообще интересная тема. И деревянные монахи с гробом на плечах мне понравились, выразительные.

2017-10-05 в 11:29 

MirrinMinttu
Do or die
серафита, скульптурная группа великолепна! Она просто стоит посреди улицы, ведущей к центру, где рыночная площадь и собор.

А со св. Катбертом и правда странно. Ещё в 1537-м тело было не тронуто тлением, и это засвидетельствовали не кто-то, а трое комиссионеров короля, которые просто хотели вытряхнуть кости "идола" прочь.

URL
2017-10-05 в 11:43 

серафита
Декаданс всякий, рефлексия, мысли, бла-бла. А потом он решетку в тюрьму фоларийских богов выламывает.
MirrinMinttu, да, любопытно, что его так забальзамировало.

2017-10-05 в 11:48 

MirrinMinttu
Do or die
серафита, в 19 веке были уже только кости. При Большом Гарри гробницу ограбили, а тело приказали переложить куда-то, чтобы король потом сам решил, что с ним делать. Вот в тот момент что-то и нарушилось. Или просто Мироздание решило, что в пост-реформационном мире святые не нужны.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Загородный клуб

главная