01:31 

Дарем, день 3-й - св. Катберт

MirrinMinttu
Do or die
Сегодня я попала на экскурсию по кафедралу. И это хорошо, потому что следующие два дня там будет проходить демонстрация "Гарри Поттера", и будет не протолкнуться. Да-да, в церкви будут показывать кино про магов - примите успокоительное, г-н Кураев.



Также выяснилось, что фотографирование, даже без вспышки, категорически запрещено. Я успела щелкнуть ровно четыре кадра, как на меня налетела стая фиолетовых и черных сутан с криками шепотом "Нельзя!!!" Я поинтересовалась, очень вежливо, какого черта? Фото есть в сети, сказали мне. Тогда какой вред от моего фотографирования, спросила я. Таков порядок, ответили мне. Такого отношения я нигде не видела, и в Йорке, и в Кентербери фотографирование запрещено только в некоторых местах, где они боятся именно влияния вспышек, потому что там темно. В общем :facepalm3: Поэтому фото будут сетевыми, если я найду то, что хочу. За некоторым исключением.

Уникальность Даремского кафедрала в том, что он, в основном, сохранился именно в том виде, в каком его построили норманны в 1093 году. Само строительство закончилось в 1133 году, но надо принять во внимание, что в те времена климат Англии был более свирепым, и строительство походило только в те месяцы, когда можно было не бояться намерзнуть до смерти. То есть, лет за 20 активного строительства. А строить эту махину начали с нуля.

Вторая особенность Даремского кафедрала - это сам факт его существования. Дарем всегда был маленьким городишком, единственная ценность которого была в подходящем холмистом ландшафте. На холме было легко построить крепость, способную отражать набеги шотландцев и викингов. Во всех других отношениях, Дарем никогда не имел масштабов кафедрального города.

Кафедрал в Дареме был построен ради одного-единственного человека - святого Катберта. А сам св. Катберт угодил в Дарем... Да кто его знает, как. Если верить официальной версии, то случайно. Всё дело было в том, что когда он умер, важные паломники уже стали ездить на его могилу, потому что при жизни св. Катберт имел репутацию великого целителя. А уж когда случилось открытие, что его останки оказались нетленными, паломники повалили толпами. Много паломников означало много дорогих подарков - золото, серебро, драгоценные камни, драгоценные ткани. Но Линдисфарн, где был захоронен св. Катберт - это крохотный островок, населенный монахами. Даже с учетом того, что монахи тех времен не были беззащитными задохликами, шанса отбиться от викингов у них не было.



Они и не отбились. Линдисфарн был буквально первым местом, с которого викинги начали инвазию в Англию. В общем, выжившие монахи, после грабежа, отправились искать, куда бы приткнуться. Искали они долго, и приткнулись сначала в Честер-ле-Стрит, между Ньюкастлом и Даремом, но и там они столкнулись с той же проблемой - абсолютная незащищенность для богатого сообщества. Поэтому... Есть две версии о том, что случилось дальше.

Легенда рассказывает о группе монахов, медленно и печально бродивших со своим скорбным грузом на плечах, в поисках знака свыше. И знак пришел. Гроб неожиданно стал таким тяжелым, что им пришлось опустить его на землю, и начать молиться. В ответ, из гроба раздался голос: "похороните меня на DunHolm". Монахи растерялись, потому что они никогда такого названия не слышали. Но тут мимо них прошли две доярки, одна из которых жаловалась другой, что у неё пропала корова, а вторая ответила, что корову видели на DunHolm. Монахи последовали за доярками, и когда увидели высокий холм, то поняли, куда хотел попасть св. Катберт.

Хмм, на мой вкус, эта легенда красива, но сильно отдает викторианством. Недаром же викторианцы сделали пристройку к кафедралу, и на стене этой пристройки красуются легендарные доярки:




Более реалистичная версия говорит о том, епископ Альдун предложил нортумбрийскому графу Ухтреду свою дочь Эгфриду и значительные земельные владения в качестве приданого. Взамен, беженцы из Линдисфарна получили разрешение основать церковь и монастырь под защитой крепости. Сначала была построена небольшая часовня, затем - так называемая Белая Церковь. От нее ничего не осталось, но части подобных англо-саксонских церквей того периода кое-где сохранились, и выглядела конструкция где-то так:



Церковь, к слову сказать, строили не монахи, а местное население, об этом позаботился граф Ухтред.

Разумеется, Дарем от того, что приютил св. Катберта, не пострадал. На могиле святого исправно продолжали происходить чудеса, и поток паломников не иссякал, принеся беззвестному северному поселению славу английского Иерусалима.

Вопрос о том, почему тело св. Катберта сохранялось нетленным, повсюду как-то обходят стороной. Оно и понятно - святой чудотворец и Божья воля, что тут комментировать. Или пожимают плечами, что-де темными и доверчивыми были средневековые люди. В принципе, у англо-саксов и правда святых было столько, что на каждую деревню хватило и ещё осталось, но случай со св. Катбертом отличается тем, что есть доказательство тому, что ещё в 1539 году его тело не подавало признаков разложения.

В том году в Дарем прибыли комиссионеры короля Генриха VIII. Официально, они разгоняли монастыри, чтобы избавиться от коррупции в церкви, и покончить с суевериями относительно чудес и святых. Но если изначально, в 1525 году, это действительно могло быть целью, то к 1539-му деятельность стала чисто коммерческой. Теологи д-р Ли, д-р Хенли и некий м-р Блютман сразу привезли с собой золотых дел мастера, чтобы он ободрал все найденные ценности.

Тот деловито отделил золото и камни от гроба, открыл крышку, и воскликнул: "Да он же целый! И я сломал его ноги!" На что д-р Хенли приказал выбросить кости и искать то, зачем они приехали. Золотых дел мастер снова возразил, что кости очень даже прикреплены к данному телу кожей и плотью. Д-р Ли подошел посмотреть, и подтвердил: "Он целый". Хенли никак не мог поверить, но Ли приказал ему подойти и посмотреть собственными глазами. В конце концов, комиссионеры приказали монахам убрать гроб с глаз подальше, пока король не решит, что делать.

В истории интересно то, что гроб, который так неосторожно вскрыл золотых дел мастер, был железным. О деревянном гробе, фрагменты которого выставлены в сокровищнице, упоминается, что он - один из трех. Если один гроб был деревянным, а другой - железным, то каким был третий? Или, на самом деле, железный гроб был вовсе не железным, а свинцовым? Причем, это должен был быть внутренний гроб, если ремесленник сообщил, что открывая крышку, повредил ноги святого. В свинец-то полегче драгоценные камни вделывать. Вторым, предполагаю, был деревянный. Ну а третьим - каменная гробница.

Могло ли быть так, что св. Катберта, умершего не в аббатстве Линдисфарна, изначально положили в свинцовый гроб, чтобы туда доставить? Думаю, это объясняет, как могли сохраниться остатки текстиля. А вот после того, как крышка этого тесного свинцового ящика была сломана, разложение останков началось, потому что в девятнидцатом веке, в гробнице были найдены только кости и несколько кусочков кожи.

Сейчас гробница выглядит так:




Просто плита и такой веселенький навес над ней. Толпы народа толпятся вокруг и шагают в экскурсиях. Общее впечатление как-то... не впечатляет. Безголовая статуя - это статуя короля Освальда, а без головы он потому, что эту голову подхоронили в гробницу св. Катберта.


@темы: Англия

URL
Комментарии
2017-10-06 в 07:26 

Нари
Интересная история.

2017-10-06 в 09:35 

серафита
Декаданс всякий, рефлексия, мысли, бла-бла. А потом он решетку в тюрьму фоларийских богов выламывает.
Ну, в общем, большинство историй про нетленные останки так и объясняют: что изначально они попали в условия, препятствующие разложению:)

2017-10-06 в 10:52 

MirrinMinttu
Do or die
Нари, лично я думаю, что монахи, конечно, могли пойти за доярками, но серьезные дела по перенесению останков святого так не делаются. Они ведь довольно долго сидели в Честер-ле-Стрит, а это километрах в 10 от Дарема. Плюс, если у тебя есть нетленный святой, то первым делом проверить ситуацию приедут именно власть имеющие. Думаю, монахи ждали возможности обосноваться в защищенном месте, и когда возможность представилась сделать это через брак дочери епископа, всё и произошло.

серафита, вопрос это, конечно, темный. В данном случае, в глаза бросается именно переломный во всех смыслах момент с "железным" гробом.

Но в принципе - я просто не знаю, считалось ли во времена раннего Средневековья благом для усопшего, что его тело сохранялось нетленным. Ведь, по идее, в день Страшного суда умершие должны были восстать в своей лучшей, идеальной форме, задуманной Богом, даже если в следствие ошибки природы при жизни совершенством не блистали. То есть, тленность или нетленность значения не имели. Но это уже теории чуть более позднего периода. На несколько сотен лет более позднего.

У меня такое инстинктивное чувство, что если кому-то были даны способности исцеления, превосходящие средние (а у Катберта они явно были), то, в теории, нетленность была дополнительной обязанностью этого человека помочь максимально большому количеству людей во времени за пределами обычного человеческого века.

Здесь нужен теолог, действительно понимающий, какая идея скрывается за библейской историей с нетленностью.

URL
2017-10-06 в 11:39 

Нари
MirrinMinttu

Вот не поняла я идею с дочерью епископа. Незаконная что ли?

2017-10-06 в 12:08 

серафита
Декаданс всякий, рефлексия, мысли, бла-бла. А потом он решетку в тюрьму фоларийских богов выламывает.
Нари, зачем? Безбрачие далеко не сразу стало обязательным не для монахов. Не говоря о том, что и сейчас вполне можно уйти от мира, успев в миру жениться и нарожать детй.

2017-10-06 в 12:55 

Нари
серафита

Целибат для клириков был впервые закреплён в правилах Эльвирского собора (начало IV века), который предписывает за его нарушение епископов, пресвитеров, диаконов и иподиаконов навсегда отлучать от церковного общения и даже на смертном одре не давать им прощения (18-е правило).

2017-10-06 в 13:10 

серафита
Декаданс всякий, рефлексия, мысли, бла-бла. А потом он решетку в тюрьму фоларийских богов выламывает.
Нари, значит, была семья до.
Я только помню, что простые священники ещё вполне женились в 8-9 веке, и, кажется, до 11-го.

2017-10-06 в 14:28 

Нари
серафита

Я просто знаю, что в 12-13 веках у французских кюре чуть ли не официально бывала "экономка", и все прекрасно знали, что это священникова пассия. Только потом строже стало.

2017-10-06 в 17:30 

SLana1301
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой воспитанной тварью.
Как интересно! Кафедрал очень красивый. Спасибо за историю))

2017-10-06 в 21:49 

MirrinMinttu
Do or die
серафита, Нари, в Англии, до принятия "римского" устава, добрая часть церковников не принимала монашеского обета вообще. У англо-саксов - сплошь и рядом. Это же Вильфрид наш неукротимый стал бороться за то, чтобы заменить цивилов на монахов. Да и при норманнах еще, в первое время, многие служащие канцелярии епископов не имели сана. Как правило, принимали монашество буквально перед смертью. Даже насчет Беды Достопочтенного копья ломают. Он в двух местах упоминает жену. Некоторые утверждают, что так оно и было, а другие - что жену он типа аллегорически упоминает.

SLana1301, о кафедрале я продолжу. Еще парочка историй о нем будет.

URL
2017-10-06 в 22:04 

серафита
Декаданс всякий, рефлексия, мысли, бла-бла. А потом он решетку в тюрьму фоларийских богов выламывает.
MirrinMinttu, о! во! Я же помню, что и после норманнов, в 11-12 веке женились ещё!

2017-10-06 в 22:55 

MirrinMinttu
Do or die
серафита, было дело.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Загородный клуб

главная