Так, немного скупой инфы.
читать дальше"Крупные лорды содержали собственные военные отряды, иногда настолько многочисленные, что их можно было назвать армиями. Солдаты из свиты носили цветные ливреи, обычно двухцветные, в два основных цвета на гербе хозяина. Крупные военные отряды представляли внутреннюю угрозу для страны. Между такими отрядами иной раз случались настоящие сражения, для прекращения которых требовалось вмешательство короля. В такой ситуации король должен был иметь самую сильную армию, иначе он мог стать жертвой переворота.
Король давал титулы и земли своим дворянам. Те, в свою очередь, набирали себе вассалов, организовывали собственные отряды и вступали в конфликты друг с другом. Иногда причиной конфликта было отстаивание своих прав или восстановление справедливости, но чаще всего причиной была обычная алчность:
«...Оруженосец не успокоится пока не станет рыцарем, рыцарь хочет стать бароном, барон — графом, а граф — королем».
Без сдерживания со стороны королевской власти дворянское сословие ввергло бы страну в пучину непрерывной гражданской войны. Это утверждение было убедительно доказано войной Алой и Белой Роз, вспыхнувшей, едва королевская власть дала слабину.
Люди свиты могли быть призваны в любой момент. В их обязанность входило всюду сопровождать своего сеньора: в поездках по стране, в инспекции поместий, на турнирах и на войне. В «Черной книге Эдуарда IV» приводятся цифры максимально допустимой численности свиты для аристократов. Так король имел право на свиту в 600 человек, герцог — 240 человек, маркиз — 200 человек, граф— 140 человек, виконт — 80 человек, барон —40 человек, рыцарь— 16 человек.
Война Алой и Белой Розы продолжалась около 35 лет. Максимальное численность обеих армий в этот период достигала 50000 человек, при этом столь многочисленные армии формировались лишь на время коротких кампаний.
Однако поддерживать постоянный состав армии было трудно. Некоторые вассалы жили слишком далеко и пытались служить сразу нескольким сеньорам. Такие «двурушничающие» вассалы старались обезопасить себя, включив в вассальные договоры пункт, освобождающий их от участия в сражениях, где имелся риск оказаться противником одного из своих сеньоров.
Другие вассалы, напротив, жили вместе со своими сеньорами. Они не имели формальных контрактов, но сохраняли традиционную верность. На практике это означало, что сеньор мог иметь в свите вассалов, не упомянутых в официальных бумагах. Если требовалось сформировать отряд в кратчайшие сроки, мобилизовывались именно такие «неформальные» вассалы, которые обычно были в высшей степени преданы своим сеньорам. Но в случае планируемой кампании, верные вассалы в армию не забирались, так как в их обязанности входило следить за имениями сеньора во время отсутствия последнего.
Вассал, имеющий рыцарское достоинство, мог иметь собственную небольшую свиту, которую во время походов присоединял к свите своего сеньора. Так, в договоре от 20 сентября 1468 года, заключенном между лордом Антонием
Скалзом и эсквайром Джоном Норбери, предусматривалось формирование отряда из одного воина и 118 лучников. Срок службы определялся в 91 день. Наиболее крупные из вассалов могли себе позволить формировать тысячные армии. В 1484 году герцог Норфолк сформировал в Восточной Англии войско в 1000 человек.
Как правило самой многочисленной группой в войске были стрелки. Второй по численности группой были пешие копейщики. Конные воины составляли самую малочисленную группу. К концу века соотношение стрелков к конным воинам дошло до 8:1.
Во время войны Алой и Белой Розы в практику снова вошло формирование городского и сельского ополчения. Ополчение формировалось на основании постановления 1463 года, которое определяло, что в 16 графствах все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет должны быть готовы к мобилизации на службу королю. Формированием ополчения занимался местный шериф. В 1471 году граф Уорвик пригрозил смертью каждому, кто попытается уклониться от мобилизации, снизив при этом требования к тем, кто вступал в ополчение. Ополченцы формировали тысячи, подразделенные на отряды по 20 и 100 человек.
В инвентарных списках сэра Джона Фастолфа значатся 1448 шелковых сюрко с гербами. В 1461 году Фастолф завел в своем замке Кейстер четыре казнозарядные пушки, стрелявшие каменными ядрами. Две пушки имели калибр 7 дюймов (17 см), а две — 5 дюймов (12 см). Кроме того, в замке имелось два серпентина— 10-дюймовый (25 см) и 7-дюймовый (17 см). Еще имелось три фаулера калибра 12 дюймов (30 см).
Для защиты небольшого торгового флота Фастолф имел две короткоствольные корабельные пушки. Два небольших серпентина и четыре пушки на деревянных ложах стреляли свинцовыми пулями. Кроме того, Фастолф располагал семью ручницами. Для защиты канониров использовалось 24 щита из вяза, 2 щита из китового уса, восемь комплектов старых доспехов, десять металлических кирас, 14 жакетов с накладками из рога, десять басцинетов, 24 саллета, 6 горжетов, 16 свинцовых молотков, девять алебард, множество другого оружия, четыре больших стальных арбалета, два арбалета из китового уса, четыре тисовых арбалета, две кольчуги и бочка для хранения имущества."
Источник: Военно-исторический альманах