читать дальшеСегодня у злобной бабули по имени Нежность был исключительно злобный день. Кулаки, когти, зубы - все шло бы в ход, если бы были силы. К счастью, их мало. Пока напарница ее мыла, я довольно легко удерживала руки, которые норовили ударить, вцепиться, ущипнуть. Зубы оскалены, клацают злобно - свои, кстати, зубы в 90 с лишним, и в прекрасном состоянии. Смотрю на фотографии на полке - женщина, как женщина, старушка, как старушка за праздничным столом. Разве глаза всегда несколько настороженные.
Интересно, какие глубины выпускает наружу Альц? За что человек находится в постоянном инферно страха, злобы, подозрительности, бесконечной агрессивности? Ведь им правда кажется, что другие люди носят их вещи, что их пытаются отравить, что у них всё пытаются отобрать. День за днем. И параллельно пробивается нормальная личность, которая способна на доли минуты оттеснить зверя, сказать что-то вполне нормальное, иногда - даже успеть поблагодарить. Значит, эта личность постоянно присутствует рядом с измененной? И даже, может быть, видит происходящее со стороны? Какая изощренная пытка. Надеюсь, что, все-таки, нет.
А есть пациенты, которые светятся, как солнышки. Их отстраненность легкая и радостная, включение происходит улыбкой. Таких, кстати, большинство. Некоторым одряхление вообще не затмило разум. Ноги не ходят, но сил достаточно и голова в порядке. Одного деда помню еще с больничного отделения поликлиники. Рада, что теперь у него собственная комната, постоянная. Впрочем, он еще из молодых, всего 79. За 4 года он немного изменился, право, и чувство юмора не отказывает. Воспаление спинного мозга было, парализован ниже пояса.
Двое-трое разумом уже не здесь, они никогда не приходят в себя, просто спят. Трогательно, что к ним приходят мужья, и сидят часами. Наверное, даже разговаривают, не знаю. К одной муж приезжает каждый вечер, на такси. Смотрят вместе телевизор, дед читает газету, иногда дремлет в кресле. Сын приходит каждый день. Но эта старушка просто слаба, хоть и восстанавливается, с головой там почти всегда хорошо. Представьте, в доме для престарелых, где она была, медсестра забыла поднять на ночь боковой ограничитель кровати. В результате падение на пол и двойной перелом берцовой кости. Уже все срослось, нога действует, но ведь гипс был месяцами.