29 сентября 1483 года Джон Харви, клерк города Колчестера, сделал последнюю запись в Colchester Oath Book, в которой он именует Эдварда V незаконным королем, и, к тому же, «недавно скончавшимся». Кроулендские хроники, написанные, как известно, не без предубеждения, пишут уже во множественном числе – о «сыновьях короля Эдварда». В Бристоле, летописец Роберт Рикарт, отмечает в Календаре за 1483-1484 гг, что «в этом году два сына короля Эдварда навеки умолкли в Тауэре».
убили и собираются закопать...
Правда, в последнем случае совершенно неизвестно, когда именно эта запись была сделана и с какой целью. Ее могли сделать в 1484 году, чтобы выбить основание из-под утверждений Бэкингема, что он устроил заговор, имея целью восстановить на троне Эдварда V. Ее могли сделать уже при Тюдорах, чтобы очернить репутацию короля Ричарда.
читать дальше
удушили подушкой...
Король Ричард в это время находился в Йорке, куда они с королевой прибыли 29 августа, и где они пробыли до 20 сентября, после чего отправились снова в Понтефракт, где пробыли до 8 октября. Герцог Бэкингем, которого король продолжал осыпать милостями, покинул Ричарда еще в Глочестере. Королевская чета направилась на север, в Ковентри, Лейчестер, Ноттингем и Понтефракт, а Бэкингем – в свое поместье в Бреконе. Судя по всему, расстались король и герцог без ссоры, потому что уже после отбытия Бэкингема Ричард назначил его заседать в комиссии всех южных графств и пожаловал ему долю из наследства Бохунов, на которую Бэкингем претендовал.
снова удушили...
Здесь очень важны даты. Первые записи о смерти одного или обоих сыновей короля Эдварда появляются в конце сентября, то есть к тому времени они дошли в каком-то виде до Колчестера и, предположительно, Бристоля. То есть, запущены эти слухи были недели на две раньше. Ведь 23 сентября в Риме прошла месса по «Эдварду, королю Англии» - в Сикстинской капелле и в присутствии папы Сикста IV. То есть, слухи о какой-то трагедии со старшим «принцем из Башни», Эдвардом, пошли в движение около 9 сентября или даже чуть раньше.
хочешь сделать качественно - сделай сам...
В принципе, отбытие Бэкингема и начало появление слухов о смерти Эдварда V подозрительно совпадают по времени. Но из этой стройной теории немного выбивается тот факт, что герцог Норфолк сорвался из сопровождения короля в Лондон, где целую неделю заседал на каком-то таинственном суде, который проводился не где-нибудь, а в лондонском доме Йорков, в Кросби Плейс.
невесть кто, но убивец...
Кого судили и по какому поводу – до сих пор тайна, покрытая мраком. То ли кто-то пытался украсть сыновей короля Эдварда из Тауэра, то ли дочерей из убежища в Вестминстере, где они упорно отсиживались со своей матушкой – слухи и теории ходят разные, до сих пор. Во всяком случае, передвижения герцога Норфолка можно проследить по выплатам от тюрьмы при Бишопгейт до Кросби Плейс. К тому же, в архивах сохранился патент короля Ричарда, предписывающий Лорду Канцлеру, епископу Расселлу, выдать «персон, замешанных в определенном предприятии» для суда под председательством герцога Норфолка.
ой, пардон, убивец тот же, жертва другая...
Кроулендские хроники утверждают, что заговор был, на самом деле, двойным и в обоих направлениях. То есть одна группа устраивала беспорядок и отвлекала внимание, пока другая пыталась умыкнуть драгоценных узников, причем беспорядки были спровоцированы и в Тауэре, и в Вестминстере.
а вот как на самом деле выглядело убежище, в котором отсиживалась Лиз Вудвилл - не в подземелье среди гробов, увы...
Более того, хроники утверждают, что сопротивление попыткам оказали монахи Вестминстера и подмастерья замка и крепости Тауэр. Потому что персоны королевской крови вовсе не были оставлены без присмотра, и присматривал за ними некий Джон Несфилд – доверенное лицо герцога Норфолка, сумевший вовремя разнюхать о заговоре и тайно мобилизовать сопротивление.
Впрочем, к чему это отступление? К тому, что к моменту событий Бэкингем был при короле, и король явно продолжал ему доверять. Впрочем, не стоит забывать, что даже когда доказательства изменнической деятельности Бэкингема позже стали известны Ричарду, король был так оскорблен до глубины души, словно подобная возможность никогда ему и в голову не приходила. О серии выступлений, известных, как «заговор Бэкингема» Ричард узнал только в октябре. Кстати, отнюдь не все выступления того времени были действительно связаны с Бэкингемом, но это уже другая история.