О том, что в случае параличей очень мало чего можно сделать для излечения, англо-саксонская медицинская литература признавала, и описывала отдельные попытки – см. вышеупомянутую книгу Камерона. Но вот описания монаха Ингульфа в History of Crouland Abbey, заставили задуматься о причинах распространённости параличей врача Стэнли Рубина (Stanley Rubin). В своей книге Medieval English medicine, Рубин предполагает, что речь идёт об эпидемиях, имеющих парализующие последствия – о полиомиелите, в частности.
читать дальшеИнгульф пишет именно об эпидемии, которая поразила в 851 году жителей Кингсбери. Болезнь начиналась с того, что людей сначала морозило, потом у них начинались сильные боли в конечностях, и ситуация быстро переходила в паралич и деформацию этих конечностей. Никакие попытки купировать развитие болезни не были успешными, пока тогдашний архиепископ Кентербери, Кеолнот, не обратился к мощам св. Гутлака, который сам, как известно, страдал от лихорадки, и не был исцелён. После этого, последовали, по славам Ингульфа, сотни исцелений.
Записи Ингульфа считаются неисторическими, разумеется. Но вопрос с массовыми исцелениями не так однозначен. То ли истории о них были частью пропаганды того времени, то ли исцеления действительно имели место быть. Об исцелениях будет позже, а пока лично у меня есть мысль, что эпидемия полиомиелита не исключала параллельного наличия, в том же месте и в то же время, других состояний, приводящих к временному параличу. Просто полиомиелитные параличи были у всех на устах, и случаи исцелений переносились на них тоже. Время тогда было чуть более чем жутковатое, и люди нуждались в вере в чудо, потому что только чудо могло спасти Англию в тот момент.
Не смотря на то, что многие, касающиеся медицины, тексты англо-саксонских времён выглядят в наше время причудливо, мягко говоря, иногда они предлагали более адекватные методы лечения больных, чем предписания более поздних времён. Например, в случае гемифлегии, частичного паралича, англо-саксы советовали применять тепло к парализованной части. Это метод применяется и в наше время в физиотерапевтических практиках, и, очевидно, кое-какой эффект действительно порождает.
А вот Магнус в тринадцатом веке рекомендует в качестве лекарства… мясо льва. Дался им с Хильдегард Бинденской этот лев! Но, очевидно, здесь всё-таки не идёт речь о том, что «попробуй-ка достань», как тот цветочек аленький из известной сказки.
Доктор Мецлер отсылает нас к Плинию, который дискутировал особенности этого животного. Ну, желающие могут сходить, а пока вот цитата из работы В. Зверевой «Естественная история» Бюффона»: «Рассказывая в «Естественной истории» о том или ином животном – о льве, пантере, волке, крокодиле – римский писатель Плиний Старший из множества известных ему книг выбирал разнородные сведения о том, что представлял собой «герой» его повествования. В главах часто менялись принципы отбора сюжетов, заслуживающих описания. Далекие или необычные существа, как правило, требовали к себе больше внимания, чем те, что жили рядом: о жирафе или гиппопотаме следовало говорить подробнее – на что они походили, каковы были их повадки и свойства, как они соотносились с другими животными.
Читателю «Естественной истории» надлежало узнать, что львы бывают двух видов; низкорослые с короткой курчавой гривой более пугливы, чем те, у которых грива прямая и длинная. У львов тяжелый запах и дыхание; о настроении этого зверя можно догадаться по его глазам и хвосту. Лев милостив – он нередко щадит поверженных, нападает чаще на мужчин, чем на женщин и угрожает детям только когда нестерпимо голоден... Обязательной составляющей «рассказа о льве» была короткая ссылка на то, что писали об этих хищниках Полибий, Помпей, Цезарь, или другие авторы».
А вот Джон из Гаддесдена, в своей Rosa Anglica, в четырнадцатом веке предлагает купать болящего в воде, в которой была основательно сварена… лиса. С добавлением пиона (усиление кровообращения и стабилизация функционирования ЦНС), руты душистой (применяется в качестве спазмолитика и при неврозах), жёлтого водяного ириса («оказывает общее благоприятное влияние на организм, снимает стресс и усталость»), тмина обыкновенного (снимает спазмы гладкой мускулатуры), и вербены (антисептик, успокаивающее).
При чём здесь несчастная лиса, спрашивается… Разве что, по принципу «не пропадать же добру», потому что после ванны предлагалось перейти к массажу, а затем закутать пострадавшие конечности в лисью шкуру.
А вообще англо-саксы различали два вида гемифлегии, которую они называли «halfdead disease». «Настоящая», по их мнению, была уделом тех, кому за 50. Или, в случае вялости темперамента с молодых лет, кому за 40. Логика была простой: молодое тело просто не может быть «полумёртвым», это – удел старости. Хотя «некоторые невежды» и утверждают, что болезнь не разбирает, старый или молодой. Но истина в том, что если у молодого часть тела выглядит «полумёртвой», то это просто скопление вредоносных жидкостей, что довольно легко излечимо (см. книгу Камерона, цитирующего Leechdoms).
Инвалидность в Средние века - превентивная медицина/3
О том, что в случае параличей очень мало чего можно сделать для излечения, англо-саксонская медицинская литература признавала, и описывала отдельные попытки – см. вышеупомянутую книгу Камерона. Но вот описания монаха Ингульфа в History of Crouland Abbey, заставили задуматься о причинах распространённости параличей врача Стэнли Рубина (Stanley Rubin). В своей книге Medieval English medicine, Рубин предполагает, что речь идёт об эпидемиях, имеющих парализующие последствия – о полиомиелите, в частности.
читать дальше
читать дальше