Как водится, полное имя этого госпиталя - Госпиталь св. Томаса Великомученика. Не сказала бы, чтоб туда ломились туристы. Напротив, не смотря на "практически даром" (2 фунта), посетителей нет. Наверное, они просто не замечают этот подвальчик. Или считают, что там нечего смотреть. Хотя смотреть есть что, даже если бы стены были пустыми. Но они не пусты. Там есть, например, фреска 13-го века. То, что от нее осталось, конечно, но тем не менее.
Да, тот самый случай, когда надо снимать без вспышки. 700 лет картинке.... Поэтому размещаю сетевую, она чётче.
читать дальшеЭтот Истбридж Госпиталь - организация несколько загадочная, по-моему. Он находится под патронажем архиепископа Кентерберийского, который назначает управляющих. С другой стороны, госпиталь служит по сей день пристанищем для групп, едущих в Corpus Christi в Кембридж. И владеет землями, подаренными ещё в 1359 году сэром Томасом де Рузом из Хэмлейка. Госпиталь также даёт стипендии ученикам колледжа Corpus Christi. Иезуитская организация, как понимаю. Тем более, что в своё время именно иезуиты подняли церковь, где теперь находятся реликвии, связанные с Бекетом.
Вход в госпиталь.
В любом случае, госпиталь был изначально основан в 1176 году, и Мастером его был, предположительно, Ральф - племянник Бекета. Изначально предполагалось, что этот госпиталь будет давать приют пилигримам, которые либо захворали в пути, либо тем, кто уже выехал больным, в надежде на чудесное излечение, а также женщинам на большом сроке беременности. Организация была достаточно неформальной, чётких правил не было, но уже сам размер госпиталя как бы говорит, что гостиницей он точно не был.
В такой комнате-алькове помещали обычно двух человек. То есть, всё помещение - человек на двенадцать. Хотя не исключено, конечно, что именно в это помещение пускали тех, кого надо было или лечить серьёзно, или, как минимум, подлатать после тягот дороги. Остальные вполне размещались в многочисленных помещениях постоялых дворов. Конечно, те, у кого были деньги, заплатить за постой. Госпиталь изначально с пациентов платы не брал.
Да и зачем госпиталю, которому жертвовали деньги, провиант и земли, гроши пилигримов? Сам Хьюберт Вальтер заботился о том, чтобы нужды госпиталь не знал. А потом, через 150 лет, к 1326 году, поток пилигримов в госпиталь вдруг иссяк. Посмотрим-ка на список мастеров в этот период. Мне бросилось в глаза имя Ричарда из Айвенго, но он был мастером в 1334-1342 годах, а до него делами долго управлял какой-то Джон из Тингена.
Поскольку Чосер писал свои "Кентерберийские истории" в 1380-х, то понятно, что в сам Кентербери все предыдущие годы паломники по-прежнему стекались отовсюду. Значит, какие-то разногласия возникли у мастеров госпиталя с архиепископом Кентербери? Но нет, здесь история закручена в ещё более высокие сферы - в политику. Дело в том, что именно в те годы Эдвард II был свергнут, Изабелла-"французская волчица" пыталась узурпировать власть, а лорды готовились к восстанию.
И выдвинул один из графов-оппозиционеров, Генри Ланкастер, в архиепископы Кентербери некоего Саймона Мепьена, хотя у Изабеллы был свой ставленник. И победил. И в 1328 году этот Саймон Мепьен поддержал восстание против Мортимера всей своей немалой властью. И вот после этого начались сложности. По-видимому, с таким покровительством в высших кругах, архиепископ возомнил, что его авторитет первичен во всём. Он рассорился с аббатством св. Августина, которое было полно собой по причине "мы были первыми, и вообще у нас - сам св. Августин!". Да ладно рассорился. Очевидно, дело бы он выиграл, есть такие сведения. Но он отказался давать объяснения папскому легату! Отказался даже явиться на слушание дела! И - был отлучён от церкви. Первый и единственный отлучённый от церкви архиепископ Кентерберийский, если не считать Кранмера, но там были другие причины. Впрочем, Мепьен умер в год своего отлучения, которое и было с него снять посмертно.
Так что Истбриджкий госпиталь просто оказался, скорее всего, не на той стороне, скооперировавшись с аббатством, а не с архиепископом.
И вот следующий архиепископ, Джон де Стратфорд, был человеком королевы Изабеллы. И человеком Мортимера. Как он с таким прошлым, после падения этой парочки, попал в архиепископы - можно диву даваться. Особенно учитывая его участие в некрасивой истории с Кристиной Карпентер, которую он благословил (по её же просьбе) на жизнь отшельницы. Дело в том, что Кристина из кельи бежала. Но на воле она столкнулась с ситуацией, что весь мир - против неё, и особенно против ней те, кто выступил поручителем за её добрый нрав и решимость стать отшельницей. Бедняге пришлось писать папе (вряд ли по доброй воле), чтобы ей разрешили вернуться в келью. Ей разрешили, только теперь из кельи выхода уже не было - убрали дверь, и замуровали всю стену. Скорее всего, в назначении Стратфорда сыграло роль то, что он как бы стал главой конституционной партии. А Эдвард III был твёрдо намерен править вместе с оппозицией, а не тратить время, деньги и власть на внутренние распри. Да и сильны были Стратфорды, отмахнуться от этого семейства было совершенно невозможно.
Стратфорд, более администратор, нежели священник, в госпитале порядок навёл железной рукой. Отныне все желающие паломники могли там останавливаться. Здоровые - на одну ночь, и за плату в четыре пенса (где-то £14.31 по покупательной способности в наше время). Больным оказывалось предпочтение перед здоровыми, но не могу сказать, брали ли с них деньги. В госпиталь был также назначен персонал - женщины старше 40 лет, которые отвечали за гигиену и оказывали медпомощь больным.
Разгон монастырей сам по себе госпиталь не затронул. Просто, с разрушение гробницы Бекета, поток паломников иссяк сам по себе. Собственно, на собственность госпиталя лапу казна могла наложить, но протестантский архиепископ Мэтью Паркер договорился, что госпиталь останется, но несколько изменит профиль. Двенадцать имеющихся мест теперь будут предназначены для странствующих бедняков (по другим данным - для десяти бедных жителей Кентербери, плюс регулярная помощь для ещё десяти), в часовне будет открыта школа для двадцати мальчиков, госпиталь будет принимать и лечить солдат, проезжающих через Кентербери.
Естественно, все украшения в помещениях ободрали, всех "идолов", то есть статуи святых - выкинули.
здесь могло быть что-то красивое
Кентербери, день второй - средневековый госпиталь Истбриджа
Как водится, полное имя этого госпиталя - Госпиталь св. Томаса Великомученика. Не сказала бы, чтоб туда ломились туристы. Напротив, не смотря на "практически даром" (2 фунта), посетителей нет. Наверное, они просто не замечают этот подвальчик. Или считают, что там нечего смотреть. Хотя смотреть есть что, даже если бы стены были пустыми. Но они не пусты. Там есть, например, фреска 13-го века. То, что от нее осталось, конечно, но тем не менее.
Да, тот самый случай, когда надо снимать без вспышки. 700 лет картинке.... Поэтому размещаю сетевую, она чётче.
читать дальше
Да, тот самый случай, когда надо снимать без вспышки. 700 лет картинке.... Поэтому размещаю сетевую, она чётче.
читать дальше