Увидеть это ателье "живьем" я загорелась ещё зимой, когда узнала, что оно у нас практически под боком. Как понимаете, не самое типичное для здешних краев строение!
читать дальшеНа самом деле, жил-то он в другом здании, которое теперь служит кафетерием, но и в Ателье достаточно удобно, если захочется уединения. Вообще, я почему-то всегда считала этого Галлен-Каллела снобом. И ошиблась. В какой-то степени снобом была его матушка, считавшая финнов... ну, скажем, людьми второго сорта, которым шведы принесли культуру и просвещение. Сама г-же Матильда была, конечно, из финских шведов, как и большая часть местной буржуазии и интеллигенции середины XIX века.
Типичная вилла начала двадцатого века:
Что касается самого Галлен-Каллела, то его совершенно невозможно затолкать в какую-то готовую нишу, уж слишком он был самобытен и сам по себе. В нем как-то совмещались неспокойная, вечно находящаяся в движении натура, огромное тщеславие во всем, касающимся его внешности, невероятная социальность, знакомства в лучших кругах - и достаточно редкая для художника уравновешенность.
Но, надо сказать, ему и жена досталась достаточно необычная - дочь из богатой семьи, концертирующая пианистка, и женщина, бывшая мужу моделью, другом, поддержкой, всем. Где только не носило это семейство, вплоть до Кении и Нью-Йорка. При этом, наша пианистка вполне могла и умела зарабатывать в дом деньги, давая уроки музыки и продавая домотканные ковры своего изготовления, если картины мужа в тот момент уходили туго. И она очень своеобразно отреагировала на совершенно неожиданную смерть мужа от воспаления легких - не простила, похоже. Из неё пытались слепить образ горюющей вдовы, но после тихого скандала, когда Мэри просто молчала с непроницаемым лицом, поставленная перед триптихом "Айно", для которой она была когда-то натурщицей, её оставили в покое. В студию, построенную на территории поместья, принадлежавшего её семье, она после смерти мужа ногой не ступала.
Ну вот, это вкратце о хозяевах. Мы были в Ателье во вторник, и там сейчас идет небольшая выставка учеников и друзей Галлен-Каллела. Ну и кое-какие его работы висят. Недорогое всё, главные его работы в национальном музее. Фотографировать картины на стенах и под стеклом занятие неблагодарное, но тут я несколько исключений сделала. Во-первых, меня поразило лицо на среднем портрете:
Во-вторых, умилила сценка на картинке, где пытаются поймать и выгнать из гостиной нахальную птицу:
А ещё над камином там моя любимая рекламная картина, сделанная Галлен-Каллела для выставки автомобилей в Стокгольме в дремучем 1907 году! Чем она меня привлекает? Настроением и ухмыляющимся автомобилем.
Башня в Ателье - настоящая башня, туда надо забираться по крутым узким ступенькам как в старинном замке. И там я заметила на стене интересную работу Хуго Симберга "Осень".
Вообще, о Симберге я основательно подзабыла из-за того, что повсюду только его "Раненый ангел", а ведь он много чего другого написал, и в своем роде учителю не уступает ничуть. Просто если Галлен-Каллела жил отчасти в своем величественном сказочном мираже "Калевалы", то видение мира Симбергом то заставит шарахнуться, то рассмеяться - см. "Чёрт у котла".
А во дворе Ателье стоит как бы голова сказочной щуки, по которой это место и называется "Смоляная голова", Тарваспяя.
Ну и несколько картин Галлен-Каллела, чтобы вы вспомнили, что видели их:
Мальчик и ворон
Вяйнямёйнен пытается поймать Айно, которая обещана ему в жены, но та предпочитает утопиться
Куллерво отправляется на войну
Герои, спершие Сампо у ведьмы Лоухи, защищают добычу от хозяйки
У Галлен-Каллела
Увидеть это ателье "живьем" я загорелась ещё зимой, когда узнала, что оно у нас практически под боком. Как понимаете, не самое типичное для здешних краев строение!
читать дальше
читать дальше