Пятый граф Пемброк, тоже Филипп, ничем в истории не отличился. Занимался хозяйством, сидел себе в парламенте, ни во что не вмешиваясь, и обеспечил титул наследниками. К счастью, аж тремя, потому что старший, Уильям, 6-й граф, почему-то умер в довольно молодом возрасте. И то ли он был из Гербертов, которые не женятся, то ли просто не успел жениться, но титул перешел к его братцу, 7-му графу, Филиппу, и вот этот персонаж заставил говорить о себе всю Англию.
В 8-летнем возрасте 7-й граф Пемброк был ещё очень мил, хотя если всмотреться в глаза...
читать дальшеВ общем, 7-й граф пошел в дедулю. Стоило ему нюхнуть спиртного, как милый кавалер превращался в сущего демона. Хотя он мог накинуться на человека и без подшпоривания винными парами, вообразив себе несуществующее оскорбление. Титул он унаследовал в 22-летнем возрасте, женился сразу, причем престижно - на Генриетте Керуаль, сестре всесильной любовницы короля Чарльза II. В 1678 король, не взирая на всё вышеперечисленное, просто велел посадить графа в Тауэр. Говорят, он, вовсе не ханжа, был абсолютно потрясен выходками Филиппа Герберта. Но Филипп, не смотря на бешеный нрав, всё-таки продолжал линию людей умных, одинаково хорошо владеющих как шпагой, так и словом. Ему удалось составить такую петицию пэрам королевства, что все они, за исключением семи епископов и герцога Йоркского (графа обвиняли в богохульстве, помимо прочего), ходатайствовали перед королем за Пемброка, и тот был выпущен на свободу через пару дней.
Ну и, в общем-то, так оно и продолжалось. Пемброк набрасывался на людей без всякой, казалось бы, провокации с их стороны, и иногда их даже убивал, хотя и без предварительного намерения убить. Его арестовывали, но потом прощали. По-видимому, понимая, что управлять своими вспышками агрессии граф не в состоянии. Даже за последнее его убийство, магистрата Эдмунда Годфри, король Пемброка помиловал. Впрочем, это убийство было настолько дикованным и так правильно укладывалось в рамки интриги никогда не существовавшего Папистского загорора, стоившего, тем не менее, жизни многих, что король, возможно, и не считал убийство сходящего с ума Годфри, по уши замешанного в происходящем, большим грехом. Скорее заслугой.
Когда 7-му графу исполнилось 30, его силы, отпущенные на свойственный образ жизни, закончились, и он умер в конце августа 1683 года. Титул графа Пемброка, 52 мастифа, 30 грейхаундов, лев, несколько медведей и 60 головорезов, именуемых челядью, унаследовал Томас Герберт, младший брат. Ах да, он также унаследовал сиротку Шарлотту, племянницу, для обеспечения которой испросил разрешения продать некоторые земельные владения Пемброков. Генриетта Керуаль как-то ухитрилась, в отличие от сестры своей, Луизы, прожить настолько тихую и незаметную жизнь, что даже дата её смерти не известна. Шарлотта устроилась благодаря заботе дядюшки довольно хорошо, в результате - первый её брак был с сыном главного судьи Англии и Уэльса барона Джеффриса, который прожил недолго, но жил на широкую ногу, а вторым браком она вышла за Томаса, виконта Виндзора, офицера и джентльмена в лучшем смысле этих слов. В общем, Томас Герберт был совершенно образцовым человеком.
Как понимаете, 8-й граф был Гербертом-книжником и политиком, ведущим безукоризненную жизнь, усердно работающим на благо государства, и произведшим в трех браках тринадцать детей. В связи с чем возникает вопрос о том, какими же баснословными средствами ворочал этот человек? Ведь он был не только графом Пермбока, но и графом Монтгомери, и у него была масса владений, которые требовали, несомненно, расходов. Плюс, именно он начал усердно собирать те коллекции греческих и римских скульптур, которые настолько ревниво охраняются в Вилтоне наших дней, что допускаемых в замок за приличные деньги визитеров прогоняют мимо них как роту на марш-броске. Более того, 8-й граф считался ведущим экспертом королевства по вопросам искусства. Похоже, не только считался, но и был, значительно опередив в своей коллекционной деятельности тот энтузиазм, с которым англичане лет через сто начнут тащить исторические памятники и произведения искусства со всего света к себе на остров.
И это только малая часть вилтонских коллекций!
Кстати о замке. В 1705 году там снова случился пожар. На этот раз сгорела та часть, где находился большой тюдоровский холл. Сэр Томас восприняд несчастье как возможность, и отстроил сгоревшую часть в палладианском (псевдо-античном) стиле. Он отгрохал апсидальный вестибюль, квадратный холл с галереями, и огромную лестницу, ведущую на бельэтаж (он же пиано нобиле). Заодно и тюдоровские башенки на северной стороне перестроили так, чтобы они сочетались с башенками на южной стороне. Естественно, галерии были необходимы для того, чтобы 8-й граф мог выставить в них так называемый "арунделовский мрамор", который он недавно приобрел.
И да, изначально это был Томас Говард, 21-й граф Арундел, кто притащил в Англию в целом 37 античных статуй, 128 бюстов, и 250 таблиц надписанного мрамора, которые он содрал с алтарей и вытащил из саркофагов. Впрочем, извиняет этого собирателя тот факт, что в той же Смирне, как он писал, античный мрамор был безжалостно разбит и использован в качестве оград для скота. Так что это с какой стороны посмотреть, украл или спас Говард ту же летопись из Парса, выгравированную на мраморных досках и содержавшую в себе историю Греции с 1582 г. до н. э. до 264 года н. э. В любом случае, говорят, что мрамор Арундела был передан, в конечном итоге музеям. Не совсем так. Часть коллекции, включая летопись из Парса, была продана Оксфордскому университету. Другая часть, которую стали называть мрамором Помфретов, действительно была подарена. И угадайте, кем? Графиней Помфрет, которая была дочерью той самой сиротки Шарлотты, для которой 8-й граф собирал её долю наследницы (по сути, он выкупил эту долю у племянницы). Что самое странное, её сын, Джордж Помфрет, виконт Лемпстер, был бледноватой копией своего деда, 7-го графа Пемброка. Способным и блестящим, но однажды, например, он проиграл 12 000 фунтов за один раз, а потом убил какого-то капитана гвардейцев на дуэли. В обществе у него была репутация человека, мягко говоря, экстравагантного.
К слову, первую партию, включающую результаты римских раскопок и немного греческих, Говард привез в Англию действительно рано, году в 1608, и известно, что та часть коллекции, которая находилась у него дома во время гражданской войны, довольно сильно пострадала. Можно предположить, что это сказалось на цене, когда её продавали.
Но вернемся к Гербертам. За 8-м графом последовал 9-й граф, Генри Герберт, которого прозвали граф-архитектор. Он действительно был архитектором-любителем, обладающим талантами своего отца в плане учености и безошибочного вкуса, но предпочитал не коллекционировать прекрасное, а создавать его.
Помните о странностях в роду Гербертов? Этот граф, имея от природы сложение крупное, чуть не уморил себя до смерти диетой из сырой свеклы и кресс-салата
Что касается Вилтона, то он убрал стену королевской спальни (справедливо полагая, что время гостевания королей у их подданных закончился), заменив её колоннадой из ионических колонн. Он также озаботился устроить себе прекрасный кабинет, уютный и красивый. Не факт, что при 9-м графе он выглядел именно так - нынешняя графиня, дизайнер интерьеров по профессии, внесла свои изменения.
Но главное - 9-й граф расширил реку Нада/Nadder, чтобы построить там прелестный мост в палладианском стиле в 1736 году. Это ландшафтное решение оказалось таким удачным, что его после этого неоднократно копировали - в Стоу, в Прайор Парк, и... в Царском Селе (т.н. Мраморный мост).
О 10-м графе, казалось бы, говорить нечего. Лошадник до мозга костей, чьими 55 изображениями различных кавалеристских упражнений увешаны стены кабинета на картинке выше. Он и школу верховой езды в Вилтоне организовал! Но это именно он возвел весьма органично вписавшуюся в ландшафт "триумфальную арку" перед замком. Правда, говорят, раньше она была с южной стороны, её потом перенесли на северную. А на коне там Марк Аврелий. Не спрашивайте, почему.
Солсбери-7: Вилтон Хаус, XVIII век
Пятый граф Пемброк, тоже Филипп, ничем в истории не отличился. Занимался хозяйством, сидел себе в парламенте, ни во что не вмешиваясь, и обеспечил титул наследниками. К счастью, аж тремя, потому что старший, Уильям, 6-й граф, почему-то умер в довольно молодом возрасте. И то ли он был из Гербертов, которые не женятся, то ли просто не успел жениться, но титул перешел к его братцу, 7-му графу, Филиппу, и вот этот персонаж заставил говорить о себе всю Англию.
В 8-летнем возрасте 7-й граф Пемброк был ещё очень мил, хотя если всмотреться в глаза...
читать дальше
В 8-летнем возрасте 7-й граф Пемброк был ещё очень мил, хотя если всмотреться в глаза...
читать дальше