понедельник, 26 июля 2010
Нашла в книге London, the Autobiography ( Jon. E. Lewis) описание резиденции Элизабет в Уайтхалле, от 1598 года. Автор – барон Валдштейн, аристократ из Моравии. Вообще, он описал и Хэмптон Корт, и много чего еще. Я не буду переводить дословно, а просто перескажу его описания. Мне показался прелюбопытным набор портретов, которые там при Елизавете имелись, и... описание ее ванной комнаты. О ватерклозете он ничего не пишет, но, возможно, джентельмены не считали пристойным описывать ватерклозеты леди.

Изображения есть только от 18-го века.
читать дальшеПервым делом он увидел огромный холл, который вел в сад с оленями, ланями и «другими животными». Потом им показали комнаты, элегантно и со вкусом украшенные, где статуи и картины добавляли изысканности. Был там бюст Аттиллы, царя гуннов, и картина, где хромой вел слепого (с поучительной надписью на латыни:
Loripedem sublatum humeris fert lumine captus
Et socii haec oculis munera retribuit,
Quo caret alteruter concors hic praestat uterque
Mutuat hic oculos, mutuat ille pedes.
Mutuum auxilium – что бы это ни значило)
Делее следовала картина о встрече Генриха VIII и Максимиллиана I:
Две картины, изображающие въезд короля в Булонь (не нашла их, но нашла осаду Булони)
Затем был портрет Эдварда VI в возрасте 9 лет, карта Булони и «чрезвычайно хорошо выполненный портрет графа Монтжоя, который только что был послан в Ирландию», очевидно, вот этот:
Были там и батальные картины: «Папская битва» (битва при Павии), в которой король Франциск I был взят в плен императором Чарльзом V, и битва при Равенне, в которой император Максимиллиан и папа Юлий II сражались против Людовика XII.
Затем глазастый барон углядел большое увеличительное стекло под шелковым покрывалом, портрет какой-то «женщины, жены ювелира, которая была так красива, что, говорят, была любовницей самого короля Генри» (подозреваю, что это был портрет Джейн (Элизабет) Шор, любовницы Эдварда IV).
Были там портреты самого Большого Гарри, Людовика XII, Ричарда II, Юлия Цезаря, Шарля Бургундского, и королевы Трансильвании, вдовы Шарля IX Французского. Довольно пестрый набор, я бы сказала, но все – родственники, кроме, полагаю, Юлия Цезаря.
Впрочем, было в зале и генеалогическое древо английских королей, которе всё объясняло.
Разумеется, присутствовали и 36 картин из жизни Христа, и макет корабля, сделанный из серебра и золота, с шелковыми парусами.
В следующем зале была картина битвы с сарацинами, осада Мальты и портрет самой Элизабет в молодости, в платье, в котором она отправилась на свой первый парламент. А еще барон оценил очень богатые гобелены.
Там же были солнечные часы в форме элефанта, орган, инкрустированный перламутром, и натюрморты, на которых были «совсем как настоящие вишни, сливы, груши и прочее». Там же находился огромный прямоугольный стол с большой мраморной сферой на нем.
Следующий зал, который был банкетным залом, украшали книжные полки, инкрустированные перламутром, снова солнечные часы – на этот раз в форме обезьяны, и снова портреты, портреты... Странная компания, кстати: принц Оранжский рядом с женой Филиппа II Испанского, Мэри Венгерская, герцог Савойский с женой и сыном, император Чарльз V с женой, Муций Сцеволла и снова Эдвард VI, на этот раз в возрасте 12 лет. Вышитые карты герцогства Пармского и Британии, и роскошная картина, изображающая Юнону, Афину и Венеру в компании королевы Елизаветы. Понятия не имею, что это за картина, наверное, что вроде этой, «Обучение принцессы», которую Рубенс написал для Марии Медичи.
В этой же комнате было описание Нового Света, карты и диаграммы, астролябия и какая-то сложная философская притча, в картинках и текстах, смысло которой было выяснить причины, погубившие независимость Рима. Вывод был таким: «Скрытая враждебность, незрелость совета и эгоизм».
В другом месте был теневой профиль королевы, выполненный из серебра и шелка, роскошные кушетки и королевское кресло. Спальня королевы была богато украшена гобеленами, и смежной с ней была ванная комната, где вода струилась из различных ракушек по камням разных пород.
Барон с уважением пишет о библиотеке королевы, где были только ее личные книги, «некоторые из которых она написала сама». Одна из них была посвящена отцу, королю Генриху, другая – памяти Эразма Роттердамского. Там же было несколько молитвенников королевы Катарины Арагонской, которые, как утверждал барон, сама Элизабет перевела с английского на латынь))) Разумеется, это нонсенс, но в записках барона ляпы встречаются.
Потом была галерея, украшенная щитами и девизами ноблей, находящихся на службе королевы, которая вела в очередной банкетный зал, где на портретах красовались и Генри VII, и Генри VIII, и Элизабет Йоркская, и объединенная роза, с длинными латинскими виршами.
Дальше барон пишет совсем уж невнятно, о какой-то скале, на которой жил отшельник, и о какой-то женщине греческого происхождения, которую прокуратор Лондона привез из Греции, и которая продолжает жить. Непонятно, о чем он. Здесь же – картина, изображающая битву императора Чарльза V «с протестантами». Я бы сказала, что во дворце Элизабет было подозрительно много рисованных Габсбургов, разве что отсутствовал сам Филипп II. То ли они остались еще со времен Мэри, то ли Элизабет, как раз тогда ожидавшая «французского принца» в гости, чувствовала потребность несколько расширить скудноватую галерею своей собственной родни знаменитыми и могущественными родичами покойной сестры.
Еще барон восхищался Лондонским мостом, но несколько недоумевал по поводу странного вывиха английских ноблей. Дело в том, что мост этот «украшали» головы казненных за государственную измену в различных стадиях разложения, от аккуратных черепов, до совсем свежих голов. Так вот, барон искренне не понимал, почему молодые нобли с гордостью указывали на головы своих казненных родичей, не стыдясь такого родства с изменниками. Барон, очевидно, не знал, что в Англии не было такой старой аристократической семьи, где кто-то не угодил бы под топор палача, так что голова предка на мосту была как свидетельство значимости фамилии.
@темы:
Англия Тюдоров
Виды королевских покоев хороши... А про головы - и я сначала удивилась