воскресенье, 23 октября 2011
Не все Стаффорды были от Бэкингемской линии. Возвращаясь к тревожным 1485-86 гг, нельзя обойти вниманием братьев Стаффордов из Графтона, Хэмфри и Томаса. Строго говоря, со Стаффордами они имели только общего предка по женской линии, через леди Миллисент де Стаффорд, муж которой принял родовое имя Стаффордов.
читать дальшеТак вот, эти Стаффорды сражались при Босуорте за короля Ричарда, и еще в 1483 сражались против Стаффорда-Бэкингема. Они не смирились с победой Тюдоров. После поражения армии короля Ричарда, они укрылись в одном бенедиктинском аббатстве, куда судьба занесла виконта Ловелла, друга и сподвижника погибшего короля. Ловелл пытался бежать во Фландрию, но не нашел транспорта, и решил использовать возможность укрыться под защиту церкви. К тому времени эта защита была уже весьма хлипкой, но иногда срабатывала. Сработала она и на этот раз – в тот момент новому королю совсем не хотелось восстанавливать против себя церковь.
Пока король Ричард был жив, преданность этого Хэмфри Стаффорда делу Йорков имела прозаическую основу: злейшим врагом Стаффордов из Графтона был ярый ланкастерианец, сэр Ричард Аркур. Отец сэра Ричарда (Роберт Аркур) убил отца Хэмфри, и был убит, в свою очередь, бастардом своей жертвы, которого так и называли: Бастард из Графтона, с большой буквы. Хотя, по другим данным (архив Пастонов), Бастард убил Роберта Аркура, первым напав на его владения. Вообще это была долгая средневековая вендетта.
Странно, что и этот Хэмфри Стаффорд, имеющий к Стаффордам-Бэкингемам ну очень отдаленное отношение, имел очень сходный со своими дальними родичами характер. И он был сутягой, и он нагло пользовался силой. Сохранилась жалоба его собственных дальних кузенов на то, что он просто отобрал у них земли – по праву сильного.
Судьба свела этих Стаффордов с Ловеллом, который был, в общем-то, птицей совсем другого полета. Он планировал восстание против Тюдора, пока тот не укрепился на троне, убийство этого новоявленного короля, и коронацию племянника короля Ричарда, сына Джорджа Плантагенета (герцога Кларенса). Ему действительно почти это удалось, но речь не о том.
Пока Ловелл действовал серьезно и тайно, Хэмфри Стаффорд просто сфальсифицировал документ, согласно которому он как бы получил амнистию от Генри Тюдора, и нахально покинул монастырь. Совершенно не таясь. Встретившись с друзьями, он собрал несколько сотен вояк, с которыми молниеносно ворвался в Ворчестер с криками «Варвик! Варвик!» (титул сына Джорджа Кларенса). Толпа охотно крики подхватила.
Укрепившись в Ворчестере, Хэмфри запустил слухи: король Генри Тюдор схвачен Ловеллом с Йоркшире, а граф Варвик освобожден из заключения, и теперь движется на соединение с Ловеллом, сопровождаемый большими силами. Уловка сработала, и восстание распространилось на города соседних графств. Собственно, не восстание. Люди же думали, что самозванец-Тюдор арестован, и законный наследник Йорков вот-вот получит корону.
На самом деле, в тот момент действительно было очень серьезное и обширное восстание против Генри Тюдора, и он действительно спасся только благодаря вмешательству графа Нортумберленда, но это уже совсем другая история. Ловеллу, который проиграл, удалось бежать за границу при помощи де ла Полей. Стаффорды же укрылись в аббатстве Абингдона, откуда их вытащил посланный королем Джон Саваж, несмотря на протесты монахов.
Надо отдать должное монахам и их аббату Джону Санту, которые не побоялись явиться в королевский суд, протестуя против такого преступления, как нарушение святости укрытия в их церкви, о котором у них имелось решение короля Мерсии с пятого века! Надо отдать должное судьям, которые категорически отказались признать Стаффордов виновными без проволочек, несмотря на требование Генри Тюдора. Суд был настоящим, длился 8 дней, все свидетели были вызваны и выслушаны. Хэмфри Стаффорда, правда, осудили, потому что его феерический бунт имел место быть. Томаса Стаффорда оправдали, решив, что он был вовлечен в эту историю старшим братом. Владения его изрядно пощипали, но можно сказать, что Томас Стаффорд легко отделался.
Загадкой остается, почему Стаффорды вообще ввязались в эту историю. Хэмфри было под 60, а новый король охотно раздавал помилования тем, кто сражался при Босуорте за короля Ричарда. Возможно, Хэмфри Стаффорду просто стало скучно. Возможно, он действительно считал Тюдора выскочкой. Возможно, ланкастерианское происхождение нового короля вызвало у сэра Хэмфри приступ моральной аллергии.
@темы:
Англия
А очень может быть, если рассматривать заговоры и восстания как привилегию высшей аристократии. А сами аристократы так ведь и рассматривали.
Что же до аристократических разборок ...
Большинство людей имеют, как бы это назвать, определенное мировоззрение или сознание.
Сознание наших дедов не позволило им покороиться Германии.
Сознание аристократов -людей, имеющих богатство, власть и предков на триста лет назад, позволяло им подчиняться Королю, но не выскочке, укравшему корону. Кто-то смирился, кто-то нет, но они и не обязаны быть людьми, "приятными во всех отношениях". Кто-то сражался за торжество Права как основы государства, а кто-то за торжество своих прав, в смысле привилегий.
Стаффорды малоприятные люди, но решая свои вопросы, они, всё-таки, имели Право. А то, что они мало интересовались судьбой простолюдинов, вовлеченных в их разборки... Неужели кто-то думает, что и в наше время судьба простых людей кого-то действительно волнует? Право силы по прежнему преобладает над силой права, главное провернуть это так, чтоб основная масса видела только "жизнь в розовом цвете". (Навеяло отсюда: (правда, это Франция)avvakoum.livejournal.com/114115.html)
Относительно аристократически-королевских разборок в Англии хочу напомнить, что там парламент с ранних времен имел право просто-напросто лишить короля власти, что иногда даже и делалось. И Тюдор был отнюдь не первым захватчиком короны. Тот же Генри IV сделал то же самое, да и сами Йорки сделали себя наследниками Генри VI практически силой.
Пример в наше время - однокурсник моей мамы, работавший главным инженером на каком-то заводе в одной из азиатских республик, просто не смог остаться и подчиняться тому местному "чуду", которое стало его начальником после развала Союза, хотя ему, как специалисту создали неплохие условия. Это как необходимость внутреннего душевного равновесия и сохранение структуры. Если кто-то поднимается снизу вверх, то это должно быть благодаря его достоинствам, а не недостаткам. Разрушать структуру государства и общества можно только совсем уж в крайних ситуациях, (типа "верхи не могут, низы не хотят". )
Там не было революционной ситуации, и по мнению таких, как Бекингем, Стаффорды и другие - если уж выскочке Тюдору можно захватывать корону силой, то им, с приличной дозой крови Плантагенетов - сам бог велел, и дело уже не в их склочном характре, а в ощущении - Я имею право! И все последующие английские династические проблемы отсюда же - от сознания "имею право".
Это король Гарри научил потом своих ноблей прогибаться перед своими выдвиженцами-разночинцами. Что подтверждает, что королем он был умным, хоть и жутким.
А право имею не потому, что я лучше, а потому, что моё право по закону. (в данном случае право Йорков и Бэкингемов выше права Тюдоров, то есть, наследники первой очереди и последующие).
В Питере во время подрыва экспресса погибла девушка, её отец, который бросил её ребенком, стал претендовать на наследство - по закону. Наткнулась на тему в инете, правда там близкие попытались доказать, что он - недостойный наследник (есть такое понятие, оказывается, в законе), чем кончилось, не знаю, но этот "папенька" опирался на закон.
А Большой Гарри - если не хочешь (или не можешь, или боишься) опираться на "старую гвардию", то нужно сотворить новую (как Петр I). И пртивопоставить её старой.
Но если "молодая гвардия" начинает "заноситься", то её нужно притормаживать (русским народным способом - дубиной!), или множить на 0 (если слишком уж занесло или сам не прочно себя чувствуешь, всёж не "потомственный король")
Мне интересно - 15 век, все ещё должны быть людьми глубоко религиозными. Как Тюдоры собирались пред Господом отчитываться о проделанной работе? Маменька Тюдор впоследствии руководила религиозным воспитанием Генриха № 8. Вроде не глупые были люди, самообманом не должны были заниматься, на "отмороженных", которым всё без разницы, тоже не похожи.
Где-то читала, что в основе протестанства, помимо прочих морально-экономических идей, лежит такая : Если Бог позволил мне заполучить это богатство и остаться безнаказанным (при жизни), значит всё морально и угодно Богу. (Даже если заполучил путем обмана, эксплуатации, насилия и т.п.) Уничтожение и ограбление индейцев (индийцев, ирландцев, негров и пр.) прямо вытекает из этой идеи.
Может поэтому Тюдоры так легко сдали Англию протестанству, что подобная "мораль" уже сидела в них.
Религиозность Тюдоров - вообще интересная вещь. Генри № 7, по-моему, просто по обстоятельствам особо о религии не думал, она для него была традицией, частью жизни. А вот Генри № 8 и крошка Элизабет... Эти были просто слишком умны для наивной веры. Да, Гарри готовили для церковной карьеры, но он же в щенячьем возрасте сумел произвести впечатление на Эразма Роттердамского. Философам, кажется, не свойственна узколобость в религиозных вопросах. Да, Бог есть. Но не глубже. Элизабет очень внимательно изучила протестантство, но ее отталкивала слишком агрессивная и какая-то упрощенная, приземленная вера реформистов. И они, эти Тюдоры, точно знали, как мало религия имеет общего с верой.
И то, что политика плохо совмещается с совестливостью. Раньше Рим уравновешивал, теоретически, этот момент: ты, властелин, можешь грешить, потому что, иначе, плохо придется и тебе, и твоей стране. Но плати за свои грехи - а уж наше дело их отмолить.
Вот Мэри и молодой Эдуард - те были оба религиозны до истовости. Они действительно ВЕРИЛИ! Наверное, именно вера такой интенсивности отвернула от Мэри Тюдор историков, потому что по деяниям, она была куда как менее кровава, чем ее брат и сестра. Из Эдуарда вырос бы очень сильный правитель, но тиран и фанатик.
А Ренессанс - это не про Тюдоров, им, скорее, подходит Меркантилизм как вера и как политика (Бог есть, он создал нас, а теперь просто наблюдает). Может поэтому протестанты предпочитают библию с её: родил,убил, родил, завоевал, а не евангелие с его философией.
Елизавету реформисты отталкивали не столько приземленностью (это её как раз устраивало), а своей постановкой "женского вопроса" вообще и "женщин у власти" в частности. Похоже. что с приходом к власти реформистов, английские женщины серьезно потеряли в правах. (серия фильмов BBC "Жизнь в средневековье. Девица.")
Что же до Мери ... Мне кажется, что ей не повезло так же, как и Ричарду. Их приемникам нужен был "антипод", тот, на фоне кого они будут смотреться как "спасители отечества" и лучше всего от тирании, потому как понятие это растяжимое и расплывчатое, толкуй как тебе надо.
Вам не кажется, что нужда в антиподах у Елизаветы и Генриха №7 возникла по одной и той же причине - проблема с происхождением и, соответственно, правами?
О правах женщин при реформистах. Да, у меня тоже создалось такое впечатление, что Реформа эти права подкосила, но это только впечатление. Этот вопрос я хочу для себя полностью прояснить, и литература есть, но времени нет. Оставляю на будущее.
Прямолинейность, ИМХО, это узколобость и глупость. А они не были глупыми. Идеалистами, принципиальными - да, были, но не глупыми. Похоже, что элемент удачи является достаточно большой составляющей нашей жизни. А им не повезло. Жаль, даже 550 лет спустя.
Есть какие-то поворотные точки в истории как отдельной страны, так и всего человечеста. Мне кажется, что на Босвортском поле Англия свернула не в лучшую сторону.
О, как раз тот сайт, над которым историки из моей френдленты последнее время смеются. Я оттуда ничего кроме пассажа про монету с портретом анфас не видела, но уж это точно полный бред.