воскресенье, 11 марта 2012
Когда пыль от очередной заморочки с Шотландией на время улеглась, наступило время заняться делами домашними, хотя и не более приятными: все-таки, как удалось подготовить возможный побег Марии Стюарт? Уолсингем уже знал от своего информатора Фагота (Джиордано Бруно), что центральными фигурами самого заговора являются Трогмортон и Говард. Не без помощи испанского посла, конечно, через которого шла вся переписка Марии.
читать дальшеВ обширнейшем семействе Трогмортонов практически все были католиками, кроме ветви, из которой происходил сэр Николас Трогмортон, работавший в администрации Елизаветы и находивший ее религиозные взгляды слишком близкими к католическим догматам. Сэр Фрэнсис Трогмортон, интриговавший в пользу Марии Стюарт, был, таким образом, вполне в своем элементе и имел весьма обширные связи среди католиков в Англии и за границей. Говард тоже вписывался по своим убеждениям в планы католиков, потому что еще вовремя восстания северных лордов он был гораздо более замешан в дела своего брата, чем об этом было принято говорить вслух. Почему-то этому Генри Говарду вообще упорно покровительствовали и Елизавета, и ее ближний круг. Очевидно, в качестве компенсации за то, что его старшим братом пришлось пожертвовать в политических игрищах. Тот, конечно, сам подставился, но все-таки.
Трогмортон?
Итак, 4 ноября 1583 года «два джентльмена, не внушающих доверия» были посланы арестовать Фрэнсиса Трогмортона в его доме, находившемся рядом с Байнардс Кастл. Когда Трогмортона увезли в Тауэр, вышеупомянутые джентльмены обыскали дом, и нашли изрядное количесво инкриминирующих бумаг. Например, 12 копий «нелегального генеалогического древа, подчеркивающего права Марии Шотландской на трон Англии». Кроме этого, нашлись планы портов Англии, наиболее подходящие для высадки армии, и какие-то списки с именами католиков высокого ранга в Англии.
Говард
В момент ареста сэр Трогмортон гордо заявил, что «лучше претерпит тысячу смертей, чем выдаст кого-то», но ему хватило одной сессии на дыбе в умелых руках образованного палача Тауэра Нортона. Он признал, что действовал в интересах Марии Стюарт, подготавливая вторжение герцога Гиза, которое должен был финансировать Филипп Испанский. Вторжение должно было произойти в порту Арундел, Сассекс. Вот цель этого вторжения была несколько расплывчатой: то ли просто умыкнуть Марию, то ли начать, заодно, рекатолизацию Англии. Скорее всего, по обстоятельствам. Интересным моментом было то, что Филипп денег Гизу, все-таки, не дал. Поэтому никакой высадки не случилось.
Тем не менее, именно испанское посольство координировало всю деятельность заговорщиков, и 19 января 1584 года послу Испании пришлось держать ответ перед королевским советом.
Уолсингем зачитал ему лист обвинений из шести пунктов:
1. Тайная переписка с королевой Шотландии
2. Конспирация с некоторыми подданными Ее Величества с целью освобождения королевы Шотландии
3. Переговоры с английскими католиками, с целью завербовать их в поддержку высадке католических принцев, если таковая произойдет
4. Аргументирование в пользу заговора обещанием, что король Испании возьмет половину расходов на себя
5. Укрывательство слуги королевы Шотландии Чарльза Пейджета, изгнанного из королевства, и вернувшегося тайно, чтобы разжигать недовольство католиков и присматривать порты для высадки
6. Владение неким зеленым вельветовым ларцом, содержащим планы конспираторов, который ему передал Фрэнсис Трогмортон
Обвинения закончились советом покинуть королевство в течение 15 дней.
Посол побагровел и заявил, что пусть-де сначала докажут, и вообще «дон Бернадино Мендоза рожден завоевывать королевства, а не устраивать в них беспорядки». Но Англию, все-таки, покинул, причем через пару дней. Наверняка, с большим облегчением. В ноябре 1584 года он занял пост испанского посла в Париже.
Фрэнсис Трогмортон был казнен, как государственный изменник, в июле 1584 года, а вот Генри Говард снова был спасен покровителями. Причем, в этот раз выступать ходатаем перед королевой Сесил отказался. Ходатаем выступил старший, нелюбимый сын Сесила, который пристроил Говарда как бы под ответственность кого-то из своих родичей Бэконов.
Кстати, о личности Чарльза Пейджета, упомянутого в обвинениях, ходят разные слухи. Он, несомненно, участвовал во всех заговорах, закручивавшихся в Европе против Англии и Елизаветы, но он также информировал и министров Елизаветы о том, что именно против Англии замышляют. Во всяком случае, Роберт Хатчинсон, собравший полный список людей, бывшими шпионами Уолсингема, Пейджета в нем не упоминает вообще.
Сам Уолсингем написал о Пейджете только следующее: «Charles Paget is a most dangerous instrument, and I wish, for Northumberland's sake, he had never been born». Очевидно, именно Пейджет наклепал на Нортумберленда, которого прицепили к заговору Трогмортона. В начале 1584 года сэр Генри отделался несколькими неделями в Тауэре и был отпущен.
Но, к сожалению, Чарльз Пейджет сообщил, что Нортумберленд был за освобождение Марии Стюарт и за свободу католиков в Англии, поэтому он поддерживал идею иностранного вторжения. И Нортумберленда пришлось арестовать снова.
В этой истории много таинственного – снова загадка без разгадки. Хатчинсон просто пишет, что сэр Генри Перси застрелился в Тауэре из пистолета, заряженного тремя свинцовыми пулями. Возникает законный вопрос, как сэр Генри получил в Тауэре пистолет? Англоязычная Википедия ссылается на A True and Summarie Reporte по поводу смерти сэра Генри, где установлено, что тот покончил с собой. Упоминаются слухи, что за день до смерти Нортумберленда сэр Кристофер Хаттон приказал лейтенанту Тауэра взять для охраны сэра Генри нового стражника, который потом словно испарился (и знали его в Тауэре, как Бейлифа, что было, скорее, кличкой чем именем). Обвиняли, собственно, правительство Елизаветы в убийстве Генри Перси.
Проблема в том, что правительству сэр Генри не был интересен. Зато позднее сына и наследника сэра Генри подозревали в католических симпатиях именно потому, что он общался с Чарльзом Пейджетом. Неисповедимы пути придворных и родственных интриг.
@темы:
Elisabeth I
По обвинению в поддержке все той же Марии в 1572 г. был казнен Томас Перси, 7-й граф Нортумберленд и брат умершего в Тауэре Генри Перси.
Олянка, потомок. А казнен был тот, котрый в заговоре северных лордов был с подачи жены, и потом бежал в Шотландию, а потом его "продали" за 2000 фунтов англичанам.
Маурисьо, вот и смотрю, что физиономия-то знакомая. На испанском каком-то сайте "продали" за Трогмортона.
solange63, это уже после Армады.
Глориана. )))