Krovavaja Mary, мне жаль, честно говоря, этих уходящих зубров, которые не боялись. Они не боялись откровенно называть вещи своими именами. Те, кто приходит на смену... Политики, не вожди.
Либертарный Дракон, поведенческое неравенство. Когда горстка людей по капризу рождения или богатства предполагает, что стоит выше закона и человеческих правил, выше понятия справедливости. И система это дозволяет. Потому что лично я убеждена в том, что рождение и богатство - это дополнительные обязанности, а не привилегии. Чем больше дано - тем больше спрашивается.
Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Мне казалось, что идеология государственного социализма, которую столь яростно отстаивал т. Чавес, исторически ставила себя выше закона и человеческих правил, и уж тем паче - куда выше понятия справедливости как таковой.
Она использовала понятие справедливости в предреволюцонный период - для организации масс на борьбу, а после победы нового режима этот прекраснодушный и чисто теоретический гуманизм немедленно и закономерно уступал место новой тирании - как правило, куда худшей, чем предыдущая. Таков идиотский закон истории, ничего не могу поделать.
Либертарный Дракон, я не верю в политику, идеологии и слова. Тоже ничего не могу с этим поделать. Я верю в конкретные дела - в образование для тех, кто без этой идеологии остался бы на положении раба без прав и возможностей. Я верю в тех, кто дает людям возможность честно зарабатывать на свою жизнь и строить эту жизнь. Обретать достоинство. Что было бы или не было бы потом - дело десятое. Поэтому как-то получается, что я горячо симпатизирую всяким команданте. И презираю наших глубоко демократичных политиков, которые истребляют рабочие места и держат во многих странах до 50% молодежи до 25 лет в картотеке безработных.
Полностью согласна. И знаю по себе и окружающим, что ни один "эффективный частный собственник" никогда не забудет уворовать у своих рабочих и положить себе в карман. Мы от этого натерпелись. И ничего с этим сделать нельзя, сколько бы мантр об эффективности ни произносилось.
Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Я полчаса писал то, что думаю по этому поводу, после чего разнервничался, стукнул пальцем не по той клавише, и всё зависло. Жаль. Ну, если правда то, что всё действительное - разумно, значит, туда ему и дорога.
Я, некоторым образом, участвую в анархистском движении с 1979 г., работаю с документами и знаю цену популистской трескотне революционных вождей, оперирующих понятиями гуманистических ценностей: внутренне почти любой из них - микрогитлер. Дайте только им власть. Власть, власть, власть - это только и единственно то, к чему они шли всю жизнь. И, как только они приходят к власти, немедленно устанавливают систему антиинтеллектуального террора, по сравнению с которой диктатура какого-нибудь Франко - просто детский сад. Команданте были в своё время и Хо Ши Мин, и Ким Ир Сен, и Пол Пот. Не надо красивых слов - зри в корень, в дела их. Мне хватило уже опыта одной только Кубы. Того, как команданте Фидель и всеми превозносимый Че расправлялись - и расправились - с любым инакомыслием на острове, извините за выражение, свободы. В самые дикие времена Батисты и его предшественников на Кубе существовали оппозиционные круги анархистов, ведших как интеллектуальную, так и партизанскую борьбу с режимом. Но они существовали с 19-го века! А по прошествии двух только лет после прихода к власти кастровских барбудос все до единого анархисты были или расстреляны, или бежали из страны. Железная закономерность - прекрасные фразы и речи о правах трудящихся приводят к власти бандитов, и любой оппозиции перерезают глотку. Пардон, уж лучше зажравшиеся и циничные демократы, чем такая революционная свобода!
Что до покойного команданте Уго - забавно, что, произнося такие же красивые речи и провозглашая такие же замечательные лозунги, в друзья себе он выбирал лидеров исключительно самых отвратительных на планете диктаторских режимов.
Я вовсе не говорю, что те уродливые явления, которыми славится капитализм - предел мечтаний человечества. Я отнюдь не сторонник империализма и глобализма. Я говорю другое - что власть восставшего в совершенно праведном гневе, угнетённого в прошлом народа всегда вырождается в диктатуру более страшную, чем власть помещиков и капиталистов, которой она приходит на смену. Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать.
Весь вопрос в том, считаю ли я высшей ценностью человечества ценности анархические, чтобы ради них согласиться на диктатуру Франко или нынешних олигархов.
Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Анархические ценности - не более чем индивидуальная свобода личности плюс внутреннее осознание неприятия диктаторского режима. Не вижу особой качественной разницы между диктатурами социалистическими и национал-социалистическими; и то и другое попадает под категорию фашизма (в нашем понимании этого термина). Иными словами, сторонники Франко и Муссолини - фашисты правого толка, сторонники тт. Мао, Ким Ир Сена, Энвера Ходжи, Сталина, Чавеса и иже с ними - фашисты толка левого. И те и другие используют недовольство масс существующим положением дел, и те и другие конечной целью имеют диктатуру. Вопрос лишь в том, что это за диктатура - помещиков и олигархов или революционной партии. Разница может быть лишь количественной, но никак не качественной - диктатура есть диктатура, тоталитаризм есть тоталитаризм. Вопрос терминологии. И никакие красивые и вполне справедливые лозунги этого положения не изменят. Какая разница, именем чего производится угнетение - идеи наживы или идеи диктатуры пролетариата?
В своё время тот же Муссолини был одним из самых одарённых ораторов и публицистов левого крыла социалистической партии Италии, очень красивые и пламенные слова говорил и писал о неорбходимости борьбы с помещиками, реакционной буржуазией, продажной цероквью и прочими порождениями капитализма. И массы поверили ему. Чем всё кончилось, известно. И в любой точке земного шара любой сильный лидер, начиная с подобных же призывов, в случае успешного прихода к власти, прежде всего предаёт те самые идеи, ради которых, якобы, и поднимал знамя борьбы. Ибо нужно ему одно лишь - власть. А чтобы эту власть сохранить, нужно укрепление репрессивного аппарата государства, которое он персонифицирует с собой. И тогда народ чувствует себя обманутым и начинает недовольно чесать в затылке - "разве ради этого мы боролись?" И того не понимает, что красивыми речами о всеобщей справедливости и человеческом достоинстве его в очередной раз просто-напросто накололи. Это было во все века и во всех странах. Большевики воспользовались недовольством масс и замечательно броскими лозунгами привели страну к тому, к чему привели - и в конце концов массы почувствовали себя обманутыми и возненавидели большевиков. Покойному команданте, можно сказать, повезло - он не успел увидеть результаты трудов своих и теперь, безусловно, будет канонизирован. А хотел он того же, что его учителя - Маркс, Ленин, Троцкий.
То, что народ в очередной раз попадается на удочку привлекательных лозунгов, неудивительно. Хлеба и зрелищ - то, чего всегда жаждали массы. Удивительно то, что на эти же грабли в миллионный раз наступает совестливая интеллигенция, до небес превозносящая собственных убийц. Казалось бы - умные люди, искренне переживающие за гуманизм; а посмотреть и послушать, кого они считают настоящими революционерами - уши вянут. В ненависти к капитализму как таковму кидаются за помощью к т.н. антикапиталистическим диктаторам. Чавес был из этих. Но есть ли что-нибудь более постыдное, чем в борьбе с правыми диктатурами прибегать к авторитету диктатур левых?
В теории все очень хорошо, однако на практике я могу вспомнить только то, что видела у анархистов раньше. И не зря термин "анархия" стал нарицательным для определения полного беспорядка и хаоса. Нет уж, спасибо. Кто любит ловить рыбку в мутной воде? Жулики. В итоге мы придем к тому же, о чем вы пишете - к какой-нибудь диктатуре. Ибо в теории и коммунизм - это то, что описывали ранние Стругацкие, а вовсе не сталинизм. Просто у анархистов не было возможности где-нибудь прийти к власти и показать, чего они могут добиться. Именно поэтому вы можете писать все эти правильные слова. Практических примеров их деятельности пока нет. Возможно, и к лучшему.
Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря, и охотник пришёл с холмов... (Р.Л.Стивенсон, "Реквием")
Просто у анархистов не было возможности где-нибудь прийти к власти и показать, чего они могут добиться.
Согласен. Хотя отдельные удачные опыты всё же имели место - в ряде районов Испании во второй половине 30-х годов, в ряде районов Украины во время гражданской войны, но в глобальном масштабе - верно. Именно поэтому я не более чем анархо-индивидуалист и скромный исследователь истории движения. : )
В ваших рассуждениях здесь есть определнный смысл и истина, и если я выступаю против, то именно как человек, живущий в реальном мире и вынужденный выбирать из существующего. Да, можно сказать "оба хуже" - и правые, и левые. Но я жила и при социализме, и при капитализме, и из своего опыта выбираю первое. Конечно, в том варианте, который застала. И понятно, что с некоторыми бы модификациями, была бы на то моя воля. Что же касается того, что бы мне бы хотелось бы в идеале... то это совсем другой разговор.
Ох, ребята, вы слишком умны для моих уставших мозгов. Вообще-то, я не про лозунги и даже не про первые ряды борцов за или против.
Я про обычных людей, у которых нет перспектив, потому что у них нет денег. Я про банальный голод, в который нам уже и поверить-то тяжело, если только кто-то его в свое время не пережил. Про ситуацию, когда ты никто, и звать тебя никак, и твоя жизнь пройдет в полном ахтунге ради того, чтобы обогащать тех, кто превратил твою жизнь в кошмар.
Вот их жизнь команданте изменяли. То, что для среднего класса лозунги - для людей глубоко угнетенных - реальность.
MirrinMinttu, полностью с тобой согласна. Лучшим доказательством того, КАКИМ был лидером ушедший и КАКУЮ политику он проводил, служит как раз искренняя народная скорбь по нему. Мне могут возразить,мол, по Сталину, тоже всенародно скорбили,но сейчас иное время и иное информационное поле,так что...Жаль его.
Ilves*, ох, Сталина лучше не задевать, потому что он, как все делающие, а не только разглагольствующие руководители, выглядит совсем по-разному с разных перспектив. Я того времени не пережила, так что не мне судить. Думаю, что и Чавес, и Кастро - из той же плеяды. Невозможно изменить порядок вещей, отчаянно защищаемый строем и элитой, без того, что называется нехорошим словом "насилие". Правда и то, что во времена перемен под шум волны всплывает всякое человеческое дерьмо. Но ведь и низвергаемое было насилием. И у него была своя идеология, свой шум и свое дерьмо. Так что же делать? Ничего не менять?
В общем, в теории социальных перемен я не сильна. Мне просто хочется чтобы все люди имели более или менее сносные условия для жизни и возможность занять социальную нишу по заслугам и талантам, а не по капризу рождения или весу кошеля.
Она использовала понятие справедливости в предреволюцонный период - для организации масс на борьбу, а после победы нового режима этот прекраснодушный и чисто теоретический гуманизм немедленно и закономерно уступал место новой тирании - как правило, куда худшей, чем предыдущая. Таков идиотский закон истории, ничего не могу поделать.
Полностью согласна. И знаю по себе и окружающим, что ни один "эффективный частный собственник" никогда не забудет уворовать у своих рабочих и положить себе в карман. Мы от этого натерпелись. И ничего с этим сделать нельзя, сколько бы мантр об эффективности ни произносилось.
Я, некоторым образом, участвую в анархистском движении с 1979 г., работаю с документами и знаю цену популистской трескотне революционных вождей, оперирующих понятиями гуманистических ценностей: внутренне почти любой из них - микрогитлер. Дайте только им власть. Власть, власть, власть - это только и единственно то, к чему они шли всю жизнь. И, как только они приходят к власти, немедленно устанавливают систему антиинтеллектуального террора, по сравнению с которой диктатура какого-нибудь Франко - просто детский сад. Команданте были в своё время и Хо Ши Мин, и Ким Ир Сен, и Пол Пот. Не надо красивых слов - зри в корень, в дела их.
Мне хватило уже опыта одной только Кубы. Того, как команданте Фидель и всеми превозносимый Че расправлялись - и расправились - с любым инакомыслием на острове, извините за выражение, свободы. В самые дикие времена Батисты и его предшественников на Кубе существовали оппозиционные круги анархистов, ведших как интеллектуальную, так и партизанскую борьбу с режимом. Но они существовали с 19-го века! А по прошествии двух только лет после прихода к власти кастровских барбудос все до единого анархисты были или расстреляны, или бежали из страны. Железная закономерность - прекрасные фразы и речи о правах трудящихся приводят к власти бандитов, и любой оппозиции перерезают глотку. Пардон, уж лучше зажравшиеся и циничные демократы, чем такая революционная свобода!
Что до покойного команданте Уго - забавно, что, произнося такие же красивые речи и провозглашая такие же замечательные лозунги, в друзья себе он выбирал лидеров исключительно самых отвратительных на планете диктаторских режимов.
Я вовсе не говорю, что те уродливые явления, которыми славится капитализм - предел мечтаний человечества. Я отнюдь не сторонник империализма и глобализма. Я говорю другое - что власть восставшего в совершенно праведном гневе, угнетённого в прошлом народа всегда вырождается в диктатуру более страшную, чем власть помещиков и капиталистов, которой она приходит на смену. Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать.
В своё время тот же Муссолини был одним из самых одарённых ораторов и публицистов левого крыла социалистической партии Италии, очень красивые и пламенные слова говорил и писал о неорбходимости борьбы с помещиками, реакционной буржуазией, продажной цероквью и прочими порождениями капитализма. И массы поверили ему. Чем всё кончилось, известно. И в любой точке земного шара любой сильный лидер, начиная с подобных же призывов, в случае успешного прихода к власти, прежде всего предаёт те самые идеи, ради которых, якобы, и поднимал знамя борьбы. Ибо нужно ему одно лишь - власть. А чтобы эту власть сохранить, нужно укрепление репрессивного аппарата государства, которое он персонифицирует с собой. И тогда народ чувствует себя обманутым и начинает недовольно чесать в затылке - "разве ради этого мы боролись?" И того не понимает, что красивыми речами о всеобщей справедливости и человеческом достоинстве его в очередной раз просто-напросто накололи. Это было во все века и во всех странах. Большевики воспользовались недовольством масс и замечательно броскими лозунгами привели страну к тому, к чему привели - и в конце концов массы почувствовали себя обманутыми и возненавидели большевиков. Покойному команданте, можно сказать, повезло - он не успел увидеть результаты трудов своих и теперь, безусловно, будет канонизирован. А хотел он того же, что его учителя - Маркс, Ленин, Троцкий.
То, что народ в очередной раз попадается на удочку привлекательных лозунгов, неудивительно. Хлеба и зрелищ - то, чего всегда жаждали массы. Удивительно то, что на эти же грабли в миллионный раз наступает совестливая интеллигенция, до небес превозносящая собственных убийц. Казалось бы - умные люди, искренне переживающие за гуманизм; а посмотреть и послушать, кого они считают настоящими революционерами - уши вянут. В ненависти к капитализму как таковму кидаются за помощью к т.н. антикапиталистическим диктаторам. Чавес был из этих. Но есть ли что-нибудь более постыдное, чем в борьбе с правыми диктатурами прибегать к авторитету диктатур левых?
Согласен. Хотя отдельные удачные опыты всё же имели место - в ряде районов Испании во второй половине 30-х годов, в ряде районов Украины во время гражданской войны, но в глобальном масштабе - верно. Именно поэтому я не более чем анархо-индивидуалист и скромный исследователь истории движения. : )
Я про обычных людей, у которых нет перспектив, потому что у них нет денег. Я про банальный голод, в который нам уже и поверить-то тяжело, если только кто-то его в свое время не пережил. Про ситуацию, когда ты никто, и звать тебя никак, и твоя жизнь пройдет в полном ахтунге ради того, чтобы обогащать тех, кто превратил твою жизнь в кошмар.
Вот их жизнь команданте изменяли. То, что для среднего класса лозунги - для людей глубоко угнетенных - реальность.
В общем, в теории социальных перемен я не сильна. Мне просто хочется чтобы все люди имели более или менее сносные условия для жизни и возможность занять социальную нишу по заслугам и талантам, а не по капризу рождения или весу кошеля.