Do or die
Наверняка каждый из нас, рикардианцев, неоднократно задумывался о том, как сложилась бы судьба Англии, если бы Ричард Третий не погиб при Босуорте. Теперь мне в руки попали интересные соображения Бертрама Филдса (en.wikipedia.org/wiki/Bert_Fields), знаменитого американского юриста и историка-любителя о том, как могла бы измениться история, если бы Ричард не арестовал Энтони Риверса в Нортгемптоне, в апреле 1483 года.
читать дальше

@темы: Richard III

Комментарии
17.12.2014 в 09:19

Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
это было бы именно что фэнтези. Но какое интересное!..
17.12.2014 в 09:28

Маразм крепчал, шумел камыш, на склоне колосилась мышь
Но какое интересное!..
чего интересного, когда там сплошные "не справились", "не смогли", "и существовала империя, процветая и расширяясь, вечно и счастливо"...
17.12.2014 в 09:56

Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
Lordsheogorath, самое интересное - это когда вроде бы известные нам вещи комбинируются так, что выходит что-то совершенно неожиданное. Например, кто сказал, что империя жила бы долго и ща?..
А какие бы там были культурные заморочки?.. А литература?.. ну, и прочее.
17.12.2014 в 10:12

Да, в качестве альтернативного мира очень интересно. Что-то типа Ван Зайчика.
17.12.2014 в 10:13

Do or die
Миранда Элга, соглашусь, что интересное, но тем, как Филдс определяет вехи.

Lordsheogorath, ну, хотя бы идея о слиянии православной и католической ветвей. Интересно же.
17.12.2014 в 10:17

Do or die
Нари, Ван Зайчика не осилила, но вокруг каждого постулата легко думать, как оно могло бы быть.
17.12.2014 в 14:06

Дама, приятная во всех отношениях
Анализ дочитала с трудом - такой мир розовых пони получается, аж челюсть сводит :gigi:
Ну и автор забывает главное - что в мире есть не только внешняя политика (это не говоря о том, что щас, Европа так и мечтала жить под английским управлением). Может и не было бы этих войн и революций, но зато при таком раскладе мы бы и сейчас жили с 12-часовым рабочим днем, детским трудом, отсутствием избирательных прав у женщин, рабством, сословным строением общества и прочими радостями. Потому что все социальные завоевания - это плоды войн и революций.
17.12.2014 в 14:21

Do or die
kate-kapella, да он же короткий, этот анализ:-D

Наверное, по умолчанию предполагается, что общество развивалось бы и без потрясений, методом естественного прогресса. Сословность - да, осталась бы. Детский труд, по-видимому, тоже, но он и сейчас есть. Как и рабство, которое даже доходнее наркобизнеса. Женщины - вопрос уже сложнее, там можно много вокруг "за" и "против" нагородить. Лично я бы с энтузиазмом согласилась обменять своё избирательное право на возможность того, чтобы обо мне заботились:crznope: И ведь кое-где женщины получили избирательное право без демонстраций и срываний корсетов.

Но вот то, что Филдс поставил как бы во главе мира Англию - это забавно для американца, не находишь?
17.12.2014 в 15:15

Дама, приятная во всех отношениях
MirrinMinttu, ага, вот я и говорю - мир розовых пони. Все современные социальные завоевания - результат революций, потому что никогда ничего ни правящий класс, ни собственники не отдавали без боя. Прогресс в XX веке был достигнут потому что у европейских держав перед глазами было "пугало" - Советский Союз, как живой пример того, что с ними будет, если они не пойдут на компромиссы.
Он забывает и о том, что британская парламентская система нынешний вид приобрела тоже после революции, даже фактически после двух, а если бы их короли были бы так всесильны, парламентаризм сошел бы на нет.
О том, что даже если на престолы двух стран посадить двух родных братьев, их союз продержится максимум одно поколение, он тоже забывает в своих романтичных мечтах о Франции и Испании под властью Англии (а как Франция рвалась под этой властью оказаться, действительно показала Столетняя война и ее итог).
В общем, анализ и правда наивный, причем до идиотизма.

Детский труд, по-видимому, тоже, но он и сейчас есть. Как и рабство, которое даже доходнее наркобизнеса.
Я не говорю о преступности, это другой вопрос. Я говорю о вполне официальном состоянии общества. Во Франции и ее колониях рабство отменили после ВФР, причем чисто из принципа, чтобы соответствовать своим лозунгам. В США, как всем известно, только в конце XIX века.

Но вот то, что Филдс поставил как бы во главе мира Англию - это забавно для американца, не находишь?
Ну мало ли, кто кого любит:) Он вообще оторванный от жизни романтик, судя по его анализу.
17.12.2014 в 16:29

Do or die
kate-kapella, ой, что ты! Он совсем не романтик по жизни, а очень даже едкий, въедливый, ехидный и зубастый юрист. Может, романтик в душе? Или просто пошутил:-D

Я согласна, что изменения в обществе происходят благодаря революциям. Но часто - благодаря реакции, как это происходит сейчас. Такого откровенного нападения на практически освящённые временем права я не ожидала увидеть, и ситуация становится всё хуже. Мы не работаем по 12 часов, но нас хотят заставить делать эту работу за 6 часов. И, представь, снова появились требования работодателей о шестидневке.

Так что мир розовых пони окончательно испарился с горизонта.

Кстати, о законной форме рабства и т.п. Вот не могу я воспринимать наш мир свободным по многим причинам.

Создана система, по которой человек вынужден сам себя продавать в рабство и оставаться в нём всю жизнь - система жизни в кредит. Только не говори, что "никто не заставляет". Система заставляет, установив тот уровень дохода, при котором человек на зарплату не может удовлетворить базовые потребности.

Кастовая система отменена и даже запрещена, но она живёт и процветает в реале, причём никто против неё даже особо и не протестует. За исключением редких случаев, когда она приводит к откровенным преступлениям.

Женщина имеет субъективные права, делающие её полноценным и свободным членом общества. Но что мы имеем на практике? Всё, начиная с привычного бытового шовинизма, и заканчивая замаскированной дискриминацией в плане карьеры.

Это я к чему... К тому, что результаты революций, купленные большой кровью, не намного убедительнее Европейской Империи всеобщего процветания, нарисованной Филдсом. Они как бы есть, но на практике их как бы и нет.
17.12.2014 в 16:57

Дама, приятная во всех отношениях
MirrinMinttu, судя по описанному он как раз романтик, верит в то, что люди могут жить дружно и все вместе поклоняться одному королю и Богу:)))

А по остальному - это неважно. Любые законы и правила всегда нарушаются. Важно, что они уже существуют, и их хотя бы пытаются заставить соблюдать - это медленно, но верно ведет к тому, что они все же соблюдаются. И они есть на практике - это доказывает хотя бы то, что мы с тобой можем работать и распоряжаться собственными деньгами, не отдавая отчета мужу или отцу. А если законов нет, то результата и не будет никогда. Может один отдельно взятый плантатор освободить рабов, а отдельно взятый фабрикант ввести охрану труда и больничные, но это будут единичные идеалисты, а систему это не изменит. Она меняется только принудительно.
Когда несколько лет назад ужесточили штрафы за непропускание пешеходов на переходе, было много хихиканья и разговоров о том, что это бессмысленно, как ездили, так и будут ездить, потому что у нас нет культуры езды. А сейчас я ступаю на переход, и все сразу тормозят. Привили культуру - силой и штрафами. И то, что хватает водителей, которые все равно прут напролом, нарушают закон и ведут себя как козлы, не значит, что это плохой закон, неправильный путь или еще что-нибудь. Просто козлы есть и будут всегда.
17.12.2014 в 17:19

Do or die
kate-kapella, а ты не идеалистка, случайно?))) Всё меняется так меееедленно... Но таки надо признать, что сам факт существования субъективного права уже даёт точку опоры в борьбе за это право.

И всё-таки, хоть бы глазком глянуть на этот мир Филдса...
17.12.2014 в 18:08

Дама, приятная во всех отношениях
MirrinMinttu, медленно - конечно. Но потрясения это все подталкивают. Закон о водителях я привела в пример именно потому что он-то как раз из простых примеров, которые быстро приводят к какому-нибудь результату. А серьезные вещи меняются десятилетиями, а то и столетиями. В фильме "Люди в черном-3" был забавный момент - герой-негр попадает в 60-е кажется годы, и его там полиция останавливает просто потому что он негр, а едет на дорогой машине. И свою начальницу он там видит юной секретаршей, которой ничего не светит, потому что женщин-агентов не бывает в принципе. А ведь всего несколько десятилетий прошло.

И всё-таки, хоть бы глазком глянуть на этот мир Филдса...
Боюсь, я в него настолько не верю, что даже его XVI век мне уже кажется нереальным. Все-таки Англия отделилась от Рима не из-за Генриха VIII, а из-за естественных политических процессов. Генрих это просто ускорил.
17.12.2014 в 18:26

Do or die
kate-kapella, отделение Англии от Ватикана настолько ассоциированно вбито в головы тезисом "из-за Анны Болейн", что редко кто даже из историков-профи может сообразить, что это вовсе не так! Не задумываются. А Филдс, всё-таки, занятый любитель. Наверное, просто многое взял, как данное. Начинаю вечером читать его исследование "Королевская кровь" про Ричарда. Страшно интересно, как он акценты расставит. Факты-то всё те же, старые. Вряд ли он что новое вытащит... А я хотела бы больше про период в жизни Ричарда между 1475 и 1483 годами. Там точно что-то случилось, но можно только строить предположения, что.
17.12.2014 в 18:46

Дама, приятная во всех отношениях
MirrinMinttu, отделение Англии от Ватикана настолько ассоциированно вбито в головы тезисом "из-за Анны Болейн", что редко кто даже из историков-профи может сообразить, что это вовсе не так
Во-во, именно! Забывают, что повод - это не причина.

А я хотела бы больше про период в жизни Ричарда между 1475 и 1483 годами. Там точно что-то случилось, но можно только строить предположения, что.
Пока из чьих-нибудь очередных частных архивов какие-нибудь новые документы не всплывут, так и будем только гадать :(
17.12.2014 в 18:49

Do or die
kate-kapella, я сейчас пытаюсь собрать побольше данных о жизни Ричарда на севере. Может уже оттуда что-то вылезет. А так да, только ждать.
18.12.2014 в 10:16

Думала, почему Ричард стал королем? Что по фактам без додумывания отсебятины?
Каким бы Ричард в действительности не был, хотел ли, не хотел ли, но политика его братца и Вудвиллов загнали его в угол. Надо было или становиться королем, или смерть (в сложившейся ситуации: истинный наследник короны при принцах бастардах; кроме того, его военная мощь и авторитет и пр.). По его представлениям аристократа также позор державе с Вудвиллами во главе.
С Энтони Вудвиллом, «его старым боевым товарищем» у них-таки не случилось найти общий язык. Тем более, все товарищи последние 30 лет только и бегали из лагеря в лагерь. Собственно о чем было договариваться, когда Вудвиллы уже запустили маховик в Лондоне и начертали участь Ричарда, и Энтони уже вовсю претворял в жизнь планы родни? Зачем завтрак, если за ужином можно было во всем еще раз и окончательно убедиться?
Думала почему Господь попустил гибель Ричарда при Босворте? У MirrinMinttu есть замечательная карта владений Плантагенетов. Эта династия наднациональная и столь же континентальная, сколь английская. Другой уходящей эпохи. Увы. Отсюда их иная устремлённость, порывы вернуть континентальные владения Плантагенетов ли, добыть французскую корону ли. Наверное Плантагенеты должны были уйти?
18.12.2014 в 10:30

Ушли красиво.
18.12.2014 в 10:55

Do or die
elirik, это, как раз, факты широко известные. Меня больше интересуют те, которые то ли вообще не известны, то ли не особо освещались (не секрет, что все, пишущие о том времени, прочёсывают вдоль и поперёк одно и то же).

Очень тёмен момент, связанный с заключением договора с Францией. Не события, которые к нему привели, а события, которые произошли во время подписания и праздников по поводу. Там случилось что-то, сблизившее Кларенса и Глостера, и сильно оттолкнувшее Глостера от своего короля.

Далее, я думаю, что жена Кларенса было действительно отравлена, и это было сделано с целью сорвать Кларенса с катушек, что и случилось. Но почему это было нужно королю?

Я не понимаю, почему Энтони Риверс в самый неподходящий для королевства момент ломанулся в паломничество.

Я не понимаю, почему никакие и довольно мирные отношения между Риверсами и Глостером вдруг оборачиваются так, что Ричарда не извещают о смерти брата и призывают крупные военные силы в столицу.

И почему в завещании Эдварда Четвёртого нет ни слова о том, что должен быть протекторат под эгидой Глостера.

Да-да-да, я знакома со всеми предположениями и рассуждениями, у меня и самой их немало. Но хотелось бы новых фактов, новых кусочков паззла.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии