До самого 1234 года, никаких официальных критериев для того, чтобы человека провозгласили святым после смерти, просто не существовало. С великомучениками всё было более или менее просто, потому что существовал прецедент от 313-го года (легализация христианства императором Константином), отмечать захоронения погибших за веру, и приходить к этим захоронениям для выражения уважения. Также, дни смерти этих героев занесли в церковный календарь, и построили над захоронениями базилики или часовни. Но, как понимаете, если и не каждая деревня, то каждый приход хотел похвастаться славными традициями веры, и святых появилось как-то очень много, потому что канонизация местного святого зависела целиком и полностью от того, насколько убедительно его деяния были представлены местными церковными властями перед Святейшим Престолом. Например, шведы чуть было не провели канонизацию склоного к употреблению горячительных напитков монаха, убитого в пьяной драке (дело было в одиннадцатом веке, и папа Александр III написал по этому поводу гневное письмо шведскому королю). Святым веселый монах не стал, но титул достопочтенного ему даровать успели.
читать дальшеВ общем, в 1234 году, папа Григорий IX установил правила по изучению обстоятельств жизни и смерти человека, представленного к канонизации, а в 1588-м, Сикст V организовал целую Комиссию по Ритуалам (Congregation for the Causes of the Saints)для руководства процессом. А начиная с Урбана VIII и 1634-го года, нормы и процедуры канонизации все больше уточнялись и ужесточались. Потому что стало известно достаточное количество случаев, когда в святые угодили фигуры определенно мифические, а вовсе не реальные люди.
Процедура канонизации стала выглядеть следующим образом. Когда человек, имевший при жизни славу святого, или погибший смертью, которую можно назвать мученичеством за веру, епископ епархии начинал расследование. Во-первых, изучались так называемые чудеса, связанные с деяними кандидата на канонизацю. Во-вторых, обращали внимание, не преследует ли весь процесс ходатайства какую-то местнополитическую выгоду. Далее, изучалась приверженность кандидата к так называемой чистоте доктрины - никакого вольнодумства или интерпретаций канона, записанных или высказанных, не допускалось. После того, как вся информация была собрана, её записывали официальным образом в transumptum, заверенную копию, подтвержденную и заверенную епископом, и отправляли в Комиссию по Ритуалам. В наше время, кандидат в святые должен, первым делом, быть титулован, как Слуга Божий. И документация изучается вся - от личных писем и дневников, до активности в социальных сетях и вообще виртуальной реальности.
Но принятие ходатайства Комиссией вовсе не означало, что на этом дело и заканчивалось. Нет - начиналось более детальное расследование. Например, в случае заявленной мученической кончины, расследовалось, погиб ли кандидат действительно потому, что пожертвовал своей жизнью из любви к Христу и церкви, или просто по стечению обстоятельств - в бою, например. В других случаях, Комиссия исследовала жизнь кандидата - жил ли он исключительной любовью к ближним, был ли он примером добродетели при любых, самых тяжелых обстоятельствах, с достойной твёрдостью и непоколебимостью. Что интересно, эти обсуждения были постоены в форме диспута, где один из членов Комиссии выступал в роли "адвоката дьявола" - подвергал сомнению каждое доброе дело кандидата, утверждая, что мотивы для его деяний были житейскими, а не духовными. А другие члены Комиссии должны были убедительно и доказательно эти сомнения разрушать. Если диспут заканчивался в пользу кандидата, его объявляли Достопочтенным.
Следующим этапом была беатификация, объявление кандидата Блаженным. Опять же, смерть за веру была достаточным поводом. В других случаях, необходимо было искать доказательства способности кандидата творить чудеса. То есть, имело ли место в заявленных случаях явное Божественное вмешательство, а если явно имело, то случилось ли чудо через посредничество кандидата, или напрямую, как, скажем, ответ на чьи-то страдания. После беатификации, кандидат в святые мог считаться объектом поклонения в масштабах города, области, епархии, или религиозного ордена или даже одной религиозной общины. А папа служил официальную мессу в честь нового Блаженного.
Тем не менее, Блаженный мог быть канонизирован в святые только после ещё одного случившегося чуда. Если оно происходило, Блаженный канонизировался и официально объявлялся Святым.
История с чуть не канонизированным шведским "фрайером Туком" позабавила)
Муравьиный лев, жуткая бюрократия, как оказалось. Но правда, в Англии к середине одиннадцатого века уже реально в каждом поселке был свой святой, на них уже дней не хватало))
А в 1234 зашевелились, я думаю, исключительно потому, что в 1228 был канонизирован Франциск, который безусловно имел на это право, но мучеником не был. Думаю, появились некие подозрительные кандидаты.
серафита
В случае Иоанна-Павла 2 чудеса произошли уже после его смерти. Какой-то мальчик из Чили восьми лет выздоровел и монашка, больная паркинсонизмом, после страстных молитв ему полностью выздоровела. Врачи ее всю изобследовали и подтвердили, что точно - полностью здорова, хотя диагноз был до того поставлен ими же.
серафита, только так, и никак иначе! Не помню уже, где именно, но за чьей-то гробницей монахи наблюдали посменно, из другой комнаты, чтобы было без сомнений.
Kroiddilad, или в обычной войнушке, как это было у англо-саксов и викингов. Если англо-сакс случился быть христианином, а викинг еще нет - сразу начинали говорить о мученической смерти за веру.
Глинтвейн, какая охота на ведьм?)) Средневековая церковь вообще не признавала существования колдовства и ведьмовства - на основании того, что Господь не может попустить проявления силы Дьявола.
Те случаи, когда кого-то обвиняли в причинении вреда колдовством, рассматривали обычной уголовкой, то есть, расследовали, была ли связь между какими-то действиями Мег и сдохшей у Джейн коровой. Обычно суд такие обвинения просто отвергал. Да что там, в Англии даже во времена настоящей охоты на ведьм, во времена Реформации, осуждался лишь ничтожный процент обвиняемых.
Самое интересное, что всегда требовались свидетельские показания, зафиксированные определенным образом. Не совершайте чудес без свидетелей, господа!
Только все же расскажи предварительно что случилось)))Вставали и шли? О как, уже интереснее! Ну-ка?