Do or die
читать дальшеГенералом становится неаполитанец - о. Клаудио Аквавива (19.02.1581 - 31.01.1615, Рим), избран единогласно. С целью приведения в порядок дел дважды созывал Генеральные Конгрегации. В период его правления оживились дискуссии о действии благодати. Количество иезуитов возрастает с 5000 до 13 000, число коллегий со 144 до 372.
О. Клавдий Аквавива родился 14 IX 1543 г. в Неаполе; младший сын князя Атри. В Общество Иисуса вступил в 1567 году. Завершив изучение гражданского и канонического права был секретарем пап Пия IV и Пия V, а после вступления в Общество - профессором в Коллегии иезуитов в Риме. С 1576 г. - провинциал Неаполитанской провинции, с 1579 г. - Римской. В 1581 г. избран генералом.
Поборол сепаратистские тенденции испанских иезуитов, стремился сохранить незамутненным идеал игнатианской аскетики и апостольский характер Общества, заботился о развитии миссий в Южной Америке, Индии и Китае. Позаботился о правильном издании Конституций и об их утверждении в 1591 г. папой Григорием XIV. Для настоятелей составил правила поведения Industriae pro superioribus Societatis. На основе записей первых общников св. Игнатия составил Directorium Exercitiorm spiritualium. Поддерживал дипломатические старания Антонио Поссевино о подписании перемирия между Москвой и Польшей
21 февраля 1608 года по требованию Конгрегации прокураторов была созвана VI Конгрегация. 64 участника представляло 10640 иезуитов. Создается Французская Ассистенция. ГК признала необходимость создания учебных заведений для мирян. Смягчила декрет относительно "новых христиан", принятый на предыдущей Конгрегации. Обязала иезуитов каждый год участвовать в восьмидневных реколлекциях. Постановила, что при приеме в Общество кандидатов из дворянских или добропорядочных католических семей достаточно выявить католическое вероисповедание только до пятого поколения. Эти правила относились прежде всего к странам Пиренейского полуострова и имели силу до XXIX ГК (1946)
21 апреля 1586 г. Аквавива выслал во все провинции иезуитов "RATIO ATQUE INSTITUTIO STUDIORUM PER SEX PATRES AD idiussu R.P. Prepositi Generalis deputatos conscripta." Он велел созвать комиссию экспертов‚ которые бы изучала документ в течение шести месяцев‚ и представила отчет в Рим.
Аквавиве пришлось пережить критические моменты‚ во время которых жизнь Общества подверглась угрозе. Первый кризис разразился‚ когда в апреле 1585 г. Папой был избран Сикст V. Он решил‚ что Конститции Игнатия должны быть подвергнуты проверке Римской инквизицией.
Аквавива‚ зная, что лучшей защитой Обществу будут мнения епископов и принцев‚ с которыми оно сотрудничало‚ попросил от них рекомендательные письма. Искренне генерал ответил на все вопросы инквизиторов‚ касающихся в т.ч. регулярности исповеди‚ натуры обетов‚ отчета совести. Папа был удовлетворен‚ и собирался утвердить название "Общество Иисуса"‚ но не успел. Сикст V умер 27 августа 1590 г. ‚ оставив на столе декрет‚ утверждающий название.
3 ноября 1593 года Аквавива созвал V Генеральную Конгрегацию‚ продлившуюся до 18 января 1594 года. Это была первая ГК, созванная непосредственно генералом (чаще всего конгрегации созывались генеральным викарием с целью избрания преемника умершего генерала). Целью данной конгрегации явилось выяснение спорных вопросов.
Второй кризис наступил в 1593 г. Испания и Португалия пытались оказать давление на иезуитов во время V Генеральной Конгрегации.
Испанская монархия пыталась оказать давление на генерала через испанских делегатов. В то время обнаружилось‚ что 27 иезуитов‚ предлагавших внести изменения в Конституции‚ были обращенными потомками еврейских и мавританских семей. Для них использовалось определение Maranos, Christianos nuevos. Был запрет на прием в Общество так называемых новых христиан (соответствующие рекомендации дал в 1592 году генерал Аквавива).
Делегаты заходят так далеко в своем радикализме, что требуют исключения из Общества иезуитов-"новых христиан", если они еще не принесли вечных обетов (Decreta Quintae Congregationis Generalis. Institutum Societatis Iesu, Vol. II, Florentiae 1893, s. 278.). Были даны причины: иезуиты должны быть свободны от тех характеристик, которые их оскорбляют; каждодневный опыт показывает, что потомки новых христиан вызывают недовольство и мешают работе Общества; таким образом, люди еврейской или мавританской крови не могут быть допущены в Общество.
Limpieza de sangre (чистота крови)- это стало определяющим для состава Общества, позиция, строго обратная учению святого Игнатия. Постепенно, через годы, следующая конгрегация и Папа Лев XIII в решении viva voce смягчили это решение, пока в 1946 году XXIX Генеральная Конгрегация совсем не отменила его
Очередном кризис разыгрался‚ когда Папа Климент VIII‚ избранный 30 января 1592 г.‚ надумал назначит Аквавиву архиепископом Неаполя. Переубедить Папу удалось с большим трудом не без помощи португальского ассистента. В конце концов‚ он отказался от своей затеи и позволил Аквавиве действовать далее как генералу Общества.
Четвертый кризис случился из-за недоброжелательности одного человека, за спиной которого стояла вся сила испанского двора.
Фернандо Мендоза был убежденным иезуитом, другом герцога де Лемос и исповедником герцогини де Лемос, которая приходилась сестрой герцога де Лерма, силы, стоящей за троном Филиппа III.
Много раз подряд Аквавива пытался убрать Мендозу со двора , и каждый раз терпел поражение.
После этого Мендоза преисполнился горечи по отношению к настоятелю. Через Лерма он сделал так, что Филипп III пригласил Аквавиву в Испанию. Аквавива понял, что ему грозит опасность оказаться в руках своего могущественного подчиненного и деликатно отказался от приглашения.
Затем король попросил Климента VIII послать Аквавиву в Испанию. Папа так и сделал; под столь серьезным давлением здоровье Аквавивы не выдержало и он серьезно заболел. Клемент послал своего собственного лекаря проверить, насколько тяжела болезнь. Он и семь других докторов объявили, что о путешествии не может быть и речи. К тому времени, как Аквавива поправился, Климент умер. Вопрос о визите в Испанию больше не поднимался, и угроза свободе генерала отступила. Тем временем Мендоза был назначен епископом Кузко в Перу.
Клавдий Аквавива умер 31 января 1615 г. Ему был 71 год. Количество членов Общества к тому моменту составляло 13 112 в 32 провинциях.
О. Клавдий Аквавива родился 14 IX 1543 г. в Неаполе; младший сын князя Атри. В Общество Иисуса вступил в 1567 году. Завершив изучение гражданского и канонического права был секретарем пап Пия IV и Пия V, а после вступления в Общество - профессором в Коллегии иезуитов в Риме. С 1576 г. - провинциал Неаполитанской провинции, с 1579 г. - Римской. В 1581 г. избран генералом.
Поборол сепаратистские тенденции испанских иезуитов, стремился сохранить незамутненным идеал игнатианской аскетики и апостольский характер Общества, заботился о развитии миссий в Южной Америке, Индии и Китае. Позаботился о правильном издании Конституций и об их утверждении в 1591 г. папой Григорием XIV. Для настоятелей составил правила поведения Industriae pro superioribus Societatis. На основе записей первых общников св. Игнатия составил Directorium Exercitiorm spiritualium. Поддерживал дипломатические старания Антонио Поссевино о подписании перемирия между Москвой и Польшей
21 февраля 1608 года по требованию Конгрегации прокураторов была созвана VI Конгрегация. 64 участника представляло 10640 иезуитов. Создается Французская Ассистенция. ГК признала необходимость создания учебных заведений для мирян. Смягчила декрет относительно "новых христиан", принятый на предыдущей Конгрегации. Обязала иезуитов каждый год участвовать в восьмидневных реколлекциях. Постановила, что при приеме в Общество кандидатов из дворянских или добропорядочных католических семей достаточно выявить католическое вероисповедание только до пятого поколения. Эти правила относились прежде всего к странам Пиренейского полуострова и имели силу до XXIX ГК (1946)
21 апреля 1586 г. Аквавива выслал во все провинции иезуитов "RATIO ATQUE INSTITUTIO STUDIORUM PER SEX PATRES AD idiussu R.P. Prepositi Generalis deputatos conscripta." Он велел созвать комиссию экспертов‚ которые бы изучала документ в течение шести месяцев‚ и представила отчет в Рим.
Аквавиве пришлось пережить критические моменты‚ во время которых жизнь Общества подверглась угрозе. Первый кризис разразился‚ когда в апреле 1585 г. Папой был избран Сикст V. Он решил‚ что Конститции Игнатия должны быть подвергнуты проверке Римской инквизицией.
Аквавива‚ зная, что лучшей защитой Обществу будут мнения епископов и принцев‚ с которыми оно сотрудничало‚ попросил от них рекомендательные письма. Искренне генерал ответил на все вопросы инквизиторов‚ касающихся в т.ч. регулярности исповеди‚ натуры обетов‚ отчета совести. Папа был удовлетворен‚ и собирался утвердить название "Общество Иисуса"‚ но не успел. Сикст V умер 27 августа 1590 г. ‚ оставив на столе декрет‚ утверждающий название.
3 ноября 1593 года Аквавива созвал V Генеральную Конгрегацию‚ продлившуюся до 18 января 1594 года. Это была первая ГК, созванная непосредственно генералом (чаще всего конгрегации созывались генеральным викарием с целью избрания преемника умершего генерала). Целью данной конгрегации явилось выяснение спорных вопросов.
Второй кризис наступил в 1593 г. Испания и Португалия пытались оказать давление на иезуитов во время V Генеральной Конгрегации.
Испанская монархия пыталась оказать давление на генерала через испанских делегатов. В то время обнаружилось‚ что 27 иезуитов‚ предлагавших внести изменения в Конституции‚ были обращенными потомками еврейских и мавританских семей. Для них использовалось определение Maranos, Christianos nuevos. Был запрет на прием в Общество так называемых новых христиан (соответствующие рекомендации дал в 1592 году генерал Аквавива).
Делегаты заходят так далеко в своем радикализме, что требуют исключения из Общества иезуитов-"новых христиан", если они еще не принесли вечных обетов (Decreta Quintae Congregationis Generalis. Institutum Societatis Iesu, Vol. II, Florentiae 1893, s. 278.). Были даны причины: иезуиты должны быть свободны от тех характеристик, которые их оскорбляют; каждодневный опыт показывает, что потомки новых христиан вызывают недовольство и мешают работе Общества; таким образом, люди еврейской или мавританской крови не могут быть допущены в Общество.
Limpieza de sangre (чистота крови)- это стало определяющим для состава Общества, позиция, строго обратная учению святого Игнатия. Постепенно, через годы, следующая конгрегация и Папа Лев XIII в решении viva voce смягчили это решение, пока в 1946 году XXIX Генеральная Конгрегация совсем не отменила его
Очередном кризис разыгрался‚ когда Папа Климент VIII‚ избранный 30 января 1592 г.‚ надумал назначит Аквавиву архиепископом Неаполя. Переубедить Папу удалось с большим трудом не без помощи португальского ассистента. В конце концов‚ он отказался от своей затеи и позволил Аквавиве действовать далее как генералу Общества.
Четвертый кризис случился из-за недоброжелательности одного человека, за спиной которого стояла вся сила испанского двора.
Фернандо Мендоза был убежденным иезуитом, другом герцога де Лемос и исповедником герцогини де Лемос, которая приходилась сестрой герцога де Лерма, силы, стоящей за троном Филиппа III.
Много раз подряд Аквавива пытался убрать Мендозу со двора , и каждый раз терпел поражение.
После этого Мендоза преисполнился горечи по отношению к настоятелю. Через Лерма он сделал так, что Филипп III пригласил Аквавиву в Испанию. Аквавива понял, что ему грозит опасность оказаться в руках своего могущественного подчиненного и деликатно отказался от приглашения.
Затем король попросил Климента VIII послать Аквавиву в Испанию. Папа так и сделал; под столь серьезным давлением здоровье Аквавивы не выдержало и он серьезно заболел. Клемент послал своего собственного лекаря проверить, насколько тяжела болезнь. Он и семь других докторов объявили, что о путешествии не может быть и речи. К тому времени, как Аквавива поправился, Климент умер. Вопрос о визите в Испанию больше не поднимался, и угроза свободе генерала отступила. Тем временем Мендоза был назначен епископом Кузко в Перу.
Клавдий Аквавива умер 31 января 1615 г. Ему был 71 год. Количество членов Общества к тому моменту составляло 13 112 в 32 провинциях.
@темы: "1600-е"