Do or die
В этих постах я буду пользоваться в качестве канвы книгами С. М. Марчуковой "Медицина в зеркале истории" и Т. С. Сорокиной "История медицины", немножко раскрывая некоторые их примеры и тезисы другой информацией.
Начинать нужно, в моем случае, с отношений между медициной и христианством (если я хочу составить свое мнение об утверждениях Абсентиса).
читать дальшеДля начала, некоторые термины перекочевали из латинских богословских источниках прямиком в медицинскую терминологию, и прижились там навсегда.
Например, «плацебо» (безвредное вещество, которое иногда предлагается в качестве лекарства. Его эффективность зависит от веры больного в исцеление).
Возникновение этого термина связано с первым словом заключительной строчки 114 Псалма: «Буду ходить пред лицом Господним на земле живых» (лат. «Placebo Domini in regione vivonan»).
Слово «реанимация» происходит от латинского «animatio», что значит «оживление», оно пришло в медицину из богословия.
В XIV в. во время эпидемий в Европе стали задерживать людей и товары на пограничных пунктах в течение 40 дней. В результате появился термин «карантин» (от итал. «quaranta gironi» — «сорок дней») в память о 40-дневном пребывания Христа в пустыне.
Еще в XVII столетии в Англии эпидемию чумы называли «visitation», что значит «испытание», «кара Господня».
Значительное влияние на восприятие врачебного искусства оказало то, что Лука, один из четырех евангелистов, был врачом (очевидно, корабельным). Был он еще и художником, и считается, что он первым написал икону Богородицы.
Около семидесяти врачей, живших в разное время, были канонизированы церковью.
В их числе братья-врачи Косьма и Дамиан, св. Антоний и св. Рох.
Косьма и Дамиан жили во второй половине III в. недалеко от Рима. За свои исцеления они не требовали от больных иной платы, кроме веры в Христа, за что получили прозвище «бессребреники». Есть в описании их деяний странная история, которая, если отбросить рассуждения о глубине веры больной, говорит не больше и не меньше, чем об удачной трансплантации ноги. А может, и не надо ничего отбрасывать. И по сей день исцеляется тот, кто верит в исцеление.
Кстати, в этой истории совершенно серьезно пытались разобраться специалисты по трансплантации и в 20-м веке. Очень подробно историю Косьмы и Дамиана исследовал доктор медицины, профессор, директор ортопедической и реабилитационной клиники при Вестфальском Вильгельм-университете г. Мюнстер, Баумгартнер. Задолго до того, как пересадка органов и «пришивание» частей тела стало практически рутиной, он пишет в 1974-м году:
«Идея возвратить утраченный орган в полной совокупности его функций не нова. Единственным случаем такой трансплантации мы обязаны врачам-святым Козьме и Дамиану. Взяв за отправную точку чудо, совершенное этими святыми, попробуем поразмышлять об ампутационной хирургии.
Об их жизни до нас дошли различные легенды. Самая старая родилась в Сирии в V—VI веках. “Близнецы Козьма и Дамиан практиковали в качестве врачей в городе Эгея. Они исцеляли не только наделенных разумом людей, но и бессловесных тварей. Под действием используемых ими лекарственных средств болезни отступали, и тело вновь становилось здоровым. Впоследствии они успешно лечили как физические, так и душевные недуги. Денег за свое лечение Козьма и Дамиан не брали и действовали от имени Христа. Они открыли больницу и лечили всех — людей и животных — бесплатно. Один всегда был при больнице, а другой навещал больных”.
Мы опираемся на текст инкунабулы из жизни святых, который появился в Аугсбурге в 1489 году.
“Жил-был папа Римский, который любил святых Козьму и Дамиана и построил для них церковь... Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были мазь и острые железки, они исследовали его ногу. Один сказал другому: “Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?” Тот отвечал: “Сегодня будут хоронить черного мавра со здоровой ногой”. Первый сказал: “Принеси ее”. Он отрезал ногу мавра, приставил ее к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб.
Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Козьму и Дамиана”.
Критически настроенный человек может возразить, что добрый папа стал жертвой обмана. Но мы знаем, что сухая гангрена со временем ведет к почернению конечности. Известно также, что когда рана зарастает, боли прекращаются и общее состояние пациента улучшается. Выздоровление оказывается окончательным и полным, когда пациент уверен, что сможет встать на ноги.
В 80—90% случаев причиной ампутации является нарушение кровоснабжения в артериальных сосудах при некрозах и гангренах. Подвержены этому в основном старики. Во времена Козьмы и Домиана средняя продолжительность жизни была существенно ниже, чем сейчас, тем не менее они тоже сталкивались с такими явлениями. В неурожайные и голодные годы эпидемии, вызываемые употреблением в пищу спорыньи, приводили к эрготизму, при котором развилась гангрена и некроз.
Однако сравнения на естественнонаучной основе не затрагивают сути проблемы, поскольку не учитывают, что описанный случай трансплантации конечностей полностью соответствует современным идеальным представлениям.
1. Трансплантация ведет к полному восстановлению функций.
2. Выздоровление происходит во сне.
3. Операция и послеоперационный период полностью безболезненны.
4. Только глубоко верующие люди могут испытать всю прелесть этого чуда.
5. Совместимость возможна и с органом мертвого человека.
6. Все лечение бесплатное.
При определенных благоприятных условиях уже сегодня можно реплантировать (“пришить”) отделившуюся часть конечности. Но и эта идея не нова. Духовным отцом здесь был святой Антоний. Одному кающемуся, который отрезал себе ногу, он ее восстановил».
Дальше идут длинные этическо-теоретические соображения. Делаю скидку по некоторым странностям текста на плохой перевод. Например, пункт 4-й - о какой именно вере говорится?
Значительно позже, в начале XIV в. жил самоотверженный врач из Монпелье, известный истории как св. Рох. Он изучал медицину в Италии, и там же столкнулся с чумой. Он успешно ухаживал за чумными больными в Аквапенденте, Чезене, Римини, Новаре, Риме, Мантуе, Модене и Парме. В Пьяченце Рох сам заразился чумой, после чего его не то изгнали из города, не то он сам ушел в лес, в заброшенную хижину. Некоторые источники говорят, что он от чумы умер, но памятник и многочисленные изображения св. Роха имеют интересную деталь: он показывает чумную язву на ноге, и рядом с ним стоит пес с куском хлеба в пасти.
По преданию, собака дворянина по имени Готхард принесла св. Роху, умиравшему от голода, хлеб. Вскоре святой исцелился от чумы, а Готхард стал его помощником. Скорее же всего, собака помогла этому дворянину найти врача, за что и осталась увековеченной в произведениях искусства.
Начинать нужно, в моем случае, с отношений между медициной и христианством (если я хочу составить свое мнение об утверждениях Абсентиса).
читать дальшеДля начала, некоторые термины перекочевали из латинских богословских источниках прямиком в медицинскую терминологию, и прижились там навсегда.
Например, «плацебо» (безвредное вещество, которое иногда предлагается в качестве лекарства. Его эффективность зависит от веры больного в исцеление).
Возникновение этого термина связано с первым словом заключительной строчки 114 Псалма: «Буду ходить пред лицом Господним на земле живых» (лат. «Placebo Domini in regione vivonan»).
Слово «реанимация» происходит от латинского «animatio», что значит «оживление», оно пришло в медицину из богословия.
В XIV в. во время эпидемий в Европе стали задерживать людей и товары на пограничных пунктах в течение 40 дней. В результате появился термин «карантин» (от итал. «quaranta gironi» — «сорок дней») в память о 40-дневном пребывания Христа в пустыне.
Еще в XVII столетии в Англии эпидемию чумы называли «visitation», что значит «испытание», «кара Господня».
Значительное влияние на восприятие врачебного искусства оказало то, что Лука, один из четырех евангелистов, был врачом (очевидно, корабельным). Был он еще и художником, и считается, что он первым написал икону Богородицы.

Около семидесяти врачей, живших в разное время, были канонизированы церковью.
В их числе братья-врачи Косьма и Дамиан, св. Антоний и св. Рох.
Косьма и Дамиан жили во второй половине III в. недалеко от Рима. За свои исцеления они не требовали от больных иной платы, кроме веры в Христа, за что получили прозвище «бессребреники». Есть в описании их деяний странная история, которая, если отбросить рассуждения о глубине веры больной, говорит не больше и не меньше, чем об удачной трансплантации ноги. А может, и не надо ничего отбрасывать. И по сей день исцеляется тот, кто верит в исцеление.

Кстати, в этой истории совершенно серьезно пытались разобраться специалисты по трансплантации и в 20-м веке. Очень подробно историю Косьмы и Дамиана исследовал доктор медицины, профессор, директор ортопедической и реабилитационной клиники при Вестфальском Вильгельм-университете г. Мюнстер, Баумгартнер. Задолго до того, как пересадка органов и «пришивание» частей тела стало практически рутиной, он пишет в 1974-м году:
«Идея возвратить утраченный орган в полной совокупности его функций не нова. Единственным случаем такой трансплантации мы обязаны врачам-святым Козьме и Дамиану. Взяв за отправную точку чудо, совершенное этими святыми, попробуем поразмышлять об ампутационной хирургии.
Об их жизни до нас дошли различные легенды. Самая старая родилась в Сирии в V—VI веках. “Близнецы Козьма и Дамиан практиковали в качестве врачей в городе Эгея. Они исцеляли не только наделенных разумом людей, но и бессловесных тварей. Под действием используемых ими лекарственных средств болезни отступали, и тело вновь становилось здоровым. Впоследствии они успешно лечили как физические, так и душевные недуги. Денег за свое лечение Козьма и Дамиан не брали и действовали от имени Христа. Они открыли больницу и лечили всех — людей и животных — бесплатно. Один всегда был при больнице, а другой навещал больных”.
Мы опираемся на текст инкунабулы из жизни святых, который появился в Аугсбурге в 1489 году.
“Жил-был папа Римский, который любил святых Козьму и Дамиана и построил для них церковь... Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были мазь и острые железки, они исследовали его ногу. Один сказал другому: “Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?” Тот отвечал: “Сегодня будут хоронить черного мавра со здоровой ногой”. Первый сказал: “Принеси ее”. Он отрезал ногу мавра, приставил ее к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб.
Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Козьму и Дамиана”.
Критически настроенный человек может возразить, что добрый папа стал жертвой обмана. Но мы знаем, что сухая гангрена со временем ведет к почернению конечности. Известно также, что когда рана зарастает, боли прекращаются и общее состояние пациента улучшается. Выздоровление оказывается окончательным и полным, когда пациент уверен, что сможет встать на ноги.
В 80—90% случаев причиной ампутации является нарушение кровоснабжения в артериальных сосудах при некрозах и гангренах. Подвержены этому в основном старики. Во времена Козьмы и Домиана средняя продолжительность жизни была существенно ниже, чем сейчас, тем не менее они тоже сталкивались с такими явлениями. В неурожайные и голодные годы эпидемии, вызываемые употреблением в пищу спорыньи, приводили к эрготизму, при котором развилась гангрена и некроз.
Однако сравнения на естественнонаучной основе не затрагивают сути проблемы, поскольку не учитывают, что описанный случай трансплантации конечностей полностью соответствует современным идеальным представлениям.
1. Трансплантация ведет к полному восстановлению функций.
2. Выздоровление происходит во сне.
3. Операция и послеоперационный период полностью безболезненны.
4. Только глубоко верующие люди могут испытать всю прелесть этого чуда.
5. Совместимость возможна и с органом мертвого человека.
6. Все лечение бесплатное.
При определенных благоприятных условиях уже сегодня можно реплантировать (“пришить”) отделившуюся часть конечности. Но и эта идея не нова. Духовным отцом здесь был святой Антоний. Одному кающемуся, который отрезал себе ногу, он ее восстановил».

Дальше идут длинные этическо-теоретические соображения. Делаю скидку по некоторым странностям текста на плохой перевод. Например, пункт 4-й - о какой именно вере говорится?
Значительно позже, в начале XIV в. жил самоотверженный врач из Монпелье, известный истории как св. Рох. Он изучал медицину в Италии, и там же столкнулся с чумой. Он успешно ухаживал за чумными больными в Аквапенденте, Чезене, Римини, Новаре, Риме, Мантуе, Модене и Парме. В Пьяченце Рох сам заразился чумой, после чего его не то изгнали из города, не то он сам ушел в лес, в заброшенную хижину. Некоторые источники говорят, что он от чумы умер, но памятник и многочисленные изображения св. Роха имеют интересную деталь: он показывает чумную язву на ноге, и рядом с ним стоит пес с куском хлеба в пасти.

По преданию, собака дворянина по имени Готхард принесла св. Роху, умиравшему от голода, хлеб. Вскоре святой исцелился от чумы, а Готхард стал его помощником. Скорее же всего, собака помогла этому дворянину найти врача, за что и осталась увековеченной в произведениях искусства.
@темы: истории о медицине