Одним из инструментов анатомических исследований в эпоху Возрождения было искусство рисования и живописи.
читать дальшеХудожник мог приобрести необходимые знания о строении человеческого тела только в результате практических занятий. В медицинских сочинениях и энциклопедиях того времени не было точных рисунков и анатомических описаний.
Казалось бы - чепуха. Вот он, человек, перед вами, зачем знать, что у него внутри? Тем не менее, вот для сравнения несколько довольно искусных картин 14-го - начала 15-го века:
Благовещение
Весна
Очень изысканные, очень наполненные смыслом - но неживые.
Чтобы предотвратить неуважительное отношение к тому, что церковь считала созданным по образу и подобию самого Бога, присутствие врача-анатома при вскрытии считалось обязательным даже в том случае, когда художник не ставил перед собой цели иллюстрировать анатомическими рисунками медицинское сочинение. Наблюдение за выполнением этого правила возлагались на врачей и представителей церкви. Иногда представители церкви делали довольно неожиданные шаги.
Например, распространилось тайное анатомирование. Известно, что молодой Микеланджело изваял прекрасное распятие для одного из флорентийских монастырей, причем современные ученые утверждают, что моделью послужил мужчина около 30 лет, умерший за два дня до того, как его увидел Микеланджело.
Настоятель церкви Санто Спирито Николо Бикьелли разрешил скульптору проводить анатомические исследования в монастырском подвале. Вот эта церковь, она сохранилась:
Работы Микеланджело поражают до сих пор своей совершенной анатомической точностью, особенно яркой на фоне работ совсем недавнего прошлого. Сравните эти полнокровные фигуры с плоскими изображениями миниатюр!
Или, например, довольно интересную интерпретацию с дюжим Адамом, томной Евой и Змеем-искусителем явно женского рода))
@темы:
истории о медицине