То, как обошелся с Северусом Снейпом Дамблдор... О Дамблдоре-то я еще отдельно напишу, просто в его отношении к Снейпу он очень своеобразно открывается. А уж в первом прочтении это было так неожиданно, что мозг забастовал. Ведь Дамблдор был положительным героям, так? Бог-Протектор Хогвартса. Могущественный, деликатный, понимающий. А Снейп – ну, с какой стороны посмотреть. С точки зрения студентов, которых он с удовольствием гнобил, он был очень даже отрицательным. Опять же, в конце шестой книги Дамблдора убил, в начале седьмой Фреду ухо отсек, ректорствовал в школе, где стали пытать учеников в виде наказания. И вдруг такое...
читать дальше«I – I come with a warning – no, a request – please – “
“What request could a Death Eater make of me?”
“The – the prophecy… the prediction… Trelawney…”
“Ah, yes”, said Dambledore. “How much did you relay to Lord Voldemort?”
“Everything – everything I heard!” said Snape. “That is why – it is for that reason - he thinks it means Lily Evans!”
«The prophecy did not refer to a woman”, said Dambledoree. “It spoke of a boy born at the end of July –“
“You know what I mean! He thinks it means her son, he is going to hunt her down – kill them all-“
“If she means so much to you”, said Dambledore, “surely Lord Voldemort will spare her? Could you not ask for mercy for the mother, in exchange for the son?”
“I have – I have asked him –“
“You disgust me”, said Dambledore, and Harry had never heard so much contempt in his voice. Snape seemed to shrink a little. “You don’t care, then, about the deaths of her husband and child? They can die, as long as you have what you want?”
Snape said nothing, but merely looked up at Dambledore.
“Hide them all, then”, he croaked. “Keep her – them- safe. Please.”
“And what will you give me in return, Severus?”
“In – in return?” Snape gaped at Dambledore, and Harry expected him to protest, but after a long moment he said, “Anything”.
Мэтр играет со Снейпом, как кошка с мышкой. Он отстранен, почти небрежен в своем высокомерном моральном превосходстве. Вызвать у объекта чувство вины – ткнуть носом в источник несчастья – заставить САМОМУ почувствовать себя дерьмом – и «делай с ним, что хошь». Наивный Северус... Он, конечно, не понимает, что значила бы для Лили потеря сына и любимого мужа. Или просто настолько в ужасе, что зациклен на одной мысли: чтоб она жила. Да и не мог он всерьез озадачиться судьбой Джеймса, с которым они друг друга ненавидели, который отобрал у него то единственное светлое, что он видел в своей жизни, и какого-то ребенка, к которому у него не было никаких причин испытывать теплые чувства. И все-таки, он готов сделать для Дамблдора что угодно, даже при условии, что тот защитит не только Лили, но и Джеймса, и Гарри. Снейпу около 20 лет, и он тоже привык смотреть на Дамблдора, как на нечто светлое и всемогущее.
И результат?
... something was making a terrible sound, like a wounded animal. Snape was slumped forwards in a chair and Dambledore was standing over him, looking grim…
“I thought… you were going to keep her… safe…”
“She and James put their faith in the wrong person”, said Dambledore. “Rather like you, Severus…. Her son lives. He has her eyes, precisely her eyes. You remember the shape and colour of Lily Evans’s eyes, I am sure?”
“DON’T!” bellowed Snape. “Gone… Dead…”
Ага, а Мэтр в это время играл с Плащем Невидимости по соседству, о чем никогда не рассказывал Гарри, понимая, что у того возникли бы вопросы, несмотря на молодость лет.
И Дамблдор снова классически давит на Снейпа, вызывая в том чувство вины, безумной безнадежности («You remember the shape and colour of Lily Evans’s eyes, I am sure?»), довести до пика страдания, заставляя еще острее почувствовать потерю, с одной целью: ему нужен досмотр за Гарри, который, как Мэтр почти сразу заподозрил, стал невольным хоркруксом Волдеморта. Добрый коп – Злой коп. Снейпу досталась роль Злого копа. Справедливости ради надо заметить, что ему и напрягаться не пришлось: «He is his father over again – mediocre, arrogant as his father, a determined rule-breaker, delighted to find himself famous, attention-seeking and impertinent!” А Дамблдор оставил за собой улыбки, тепло, ободрение, понимание. Хотя, когда Гарри не мог выкрутить из Слагхорна то, что хотел получить Мэтр, тот стал довольно холодным и отдаленым. И Гарри, разумеется, превзошел сам себя, радостно забыв тоскливые недели без единой весточки от друзей (по приказу Мэтра), простив вечные недоговорки и секреты.
Финал. Мэтр доигрался с Дарами Смерти, и получил смертельный приговор. Как удачно, что умереть можно с пользой, включив собственную смерть в интригу.
«You mast kill me” – вот так просто.
Кстати, профессора я переоценила, придумав трогательную историю, почему он защищал Драко. Не защищал он его, а следовал инструкциям Дамблдора. А уж как Мэтр даванул на чувства Северуса...
«If you don’t mind dying,” said Snape roughly, ”why not let Draco do it?”
“That boy’s soul is not yet so damaged,” said Dambledore…
“And my soul, Dambledore? Mine?”
“I ask this one, great favour of you, Severus…. I confess I should prefer a quick, painless exit to the protracted and messy affair it will be if, for instance, Grayback is involved… Or dear Bellatrix, who likes to play with her food before she eats it”
Судя по всему, Дамблдор сделал бы вервольфа и Беллатрикс одной левой, если бы вообще с ними встретился (при желании, мог бы и не встретиться), но ему нужно разыграть свою партию. И сентиментальный Северус Снейп соглашается. Он соглашается стать самым ненавидимым человеком среди магов, но его-то это не заботит, он привык к тому, что его не любят, для него это норма. Получает ли он хоть что-то взамен? Нет, даже не получает откровенности. А под конец Дамблдор разбивает остатки его иллюзий.
”So the boy… the boy must die?” asked Snape quite calmly.
“And Voldemort himself must do it, Severus. That is essential.”
Another long silence. Then Snape said “I thought… all these years… that we were protected him for her. For Lily.”
“We have protected him because it has been essential to teach him, to rise him, to let him try his strength”, said Dambledore…
Snape looked horrified.
“You have kept him alive so that he can die at the right moment?”
“Don’t be shocked, Severus. How many men and women have you watched die?”
“Lately, only those whome I could’t save”, said Snape. He stood up. “You have used me”.
“Meaning?”
”I have spied for you, and lied for you, put myself in mortal danger for you. Everything was supposed to be to keep Lily Potter’s son safe. Now you tell me you have been raising him like a pig for slaughter…”
“But this is touching, Severus”…
Бедный, бедный Северус, попавший в ловушку своих собственных иллюзий о добре и зле. Так и не понявший, что Добро отнюдь не сделано из облаков и пушинок. Это простое добро может быть незатейливо правильным, как его собственное, а вот Добро с большой буквы – оно всегда творится
FOR THE GREATER GOOD.
@темы:
"Harry Potter etc."
репаГареMirrinMinttu Вот другая точка зрения, если интересно. Не моя, но я с ней согласна во многом.
tes3m.diary.ru/p44712817.htm
Ну в чём и суть - Дамблдор у нас макиавелист - но сие и не значит плохой - даже очень хороший человек. Просто перемывается одна и та же мысль - Дамб перс сложный - приходилось-чем-то-жертвовать-бла-бла-бла, Но если Ро с таким удовольствием въехала в ситуацию дамблдора - который. по сути, гвоорил от имени её, проповедуя её мораль - какая возможна среди подчинённых, а какая среди командиров - то на Снейпе она попросту выместила свои комплексы, и признать то, что признали очень многие люди она не хочет, тем самым позиционируя свою правду, как единственно верную, что вообще не сть хорошо в том контексте, что книга, по сути, как-бы описывает христианские ценности - и мы это видим - Волди побеждает жертвенность и любовь - вот только Снейпа она убила не по-христиански - без покаяния и осознания всего свершённого - после чего ехидно ляпнула, мол, да, почти герой, но скорее антигерой. А учитывая то, что Дамблдоровы действия - её действия - я тут вижу лишь заочное зачисление Дамба в сомн Хороших Парней. Гарри называет сына в честь дамблдора, потому-что понял его действия - читай, принял как правильные, а называет в честь Снейпа, потому-что простил - просто принял искупление. В итоге Дамблдор у нас весь в плюсах, а Снейп - морально-этический ноль. В статье, на которую вы дали мне ссылку, весьма успешно пропущен, как не столь важный, эпизод с оборотнем. Нам действительно мало что известно о пребывании Снейп в школе - но Дамблдор, этот гений, он же позиционировал себя как Макиавели? Сделав признанную им же непростительную ошибку - допустив возвышение Лорда, проглядев его ещё в школе - как он мог допустить такую грубую ошибку, как Снейп? Я даже не говорю про откровенную травлю - а именно про оборотня. Блэк направил Снейпа фактически на верную гибель, а что мы видим в итоге? В итоге он простил Сириуса - это хорошо, высокоморально - но воспитала ли ситуация что-то в Сириусе? Беспардонный эгоизм, авантюризм, зацикленность на собственных одеревеневших идеалах - что уж говорить - два потерянных мальчика - признаю. при этом очень недолюбливая Блэка. И Снейп? Думаете, травля прекрастилась? даже если имело место временное «перемирие» - ах, как ненавидел Блэк Снейпа, вернувшись с нар - и ведь никакого раскаяния, неа, дождётесь вы от гордого представителя чистокровных, но о-очень погулявших среди магглорождённых.
Я суть к чему подвожу - обозначив Дамблдора как макиавелиста, она всего-лишь обозначила его как жёсткого но расчётливого и справедливого управителя. Макиавелли нынче популярен, этим жестом она одобрила всё, что Дамблдор принёс в жертву, ради высшей цели, в том числе и его просчёты и их - просчётов - дальнейшее выправление во имя этой пресловутой цели.
Мне все равно, что хотела написать Роулинг. Важно, что она написала. Когда не читаешь, а набираешь ее текст, становится понятно, что и пишет-то она, по-сути, очень даже просто и без раздумий, и это хорошо. Потому что подумаем за нее мы.
Снейпа я принимаю всей душой. Наверное, поэтому он и стал у читателей так популярен, что мы все понимаем его мотивы и движения души, узнаем себя. Мы легко можем представить себя на его месте.
Вытягивать из него то хорошее, что в нем есть? Да полно, не так он был глуп, чтобы в этом нуждаться. У него в душе и так было и плохое, и хорошее, и все вперемешку. Сам бы разобрался. Не его спас и спасал Дамблдор, не защитив Лили.
Я вообще не понимаю, как можно оправдывать откровенную жестокость и лживость Мэтра по отношению к Снейпу. На прямой вопрос: что же ты со мной делаешь, с моей душой творишь? А Мэтр начинает в ответ давить на жалость, говорить, что, загубив свою душу окончательно и став проклятием для всего общества ты спасешь меня, старенького и умирающего, от мучений. Ложь, ложь, снова ложь: он "забывает" упомянуть о том, что в руках у него Непобедимая.
Просто ему НАДО, чтобы его убил Снейп.
Snape looked horrified.
“You have kept him alive so that he can die at the right moment?”
“Don’t be shocked, Severus. How many men and women have you watched die?”
Вот где Мэтр говорит правду. И говорить после этого, что он был лучшим человеком, чем Снейп? Не смешите
Но с одним не согласна. Снейпа я принимаю всей душой. Наверное, поэтому он и стал у читателей так популярен, что мы все понимаем его мотивы и движения души, узнаем себя. Мы легко можем представить себя на его месте. А я не могу представить себя учителем, таким несправедливым к детям - особенно к Гарри. Он-то его не обижал. Ну, я жалею Снейпа и он мне даже нравится, но поведение с учениками никак не одобряю.
Helen Rosenrot Не, я согласна с тем, что у Снейпа с Гарри чувство неприязни было взаимным. Понять, почему Снейп вбивал в пол Невилла Лонгботтома уже труднее. Вроде, понятно, что малец в добавочных тычках не нуждался. Наверное, Снейп просто не любил посредственностей, к которым легко причислял учеников, особо не вникая, почему те не могут себя проявить.
Я вон тоже недолюбливаю особо одарённых, порою, не вникая что, куда, из какой республики и какого приютуЭто личное Снейпово дело, а претензии по качеству обучения я опять таки возлагаю на Дира.