Do or die
Я хочу познакомить вас вот с этой красавицей:
Ее зовут Клара Питерс, женщина-загадка, о которой практически ничего не известно. Неизвестно, когда она родилась, кто был ее учителем, как она прожила свою жизнь. Известно, что она была популярна, скорее всего – богата. Она тоже работала в жанре натюрморта, только натюрморта своеобразного. Понимали ли покупатели ее картин знаки, скрытые в них? Возможно, что кое-кто понимал. Кто-то просто следовал моде, а кому-то честно просто нравились ее работы.
читать дальшеОказывается, в жанре может быть скрыт другой жанр, в данном случае – vanitas. Русскоязычная Вики расписывает символы этого стиля очень подробно:
«Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
· Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
· Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
· Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
· Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
· Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
· Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
· Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
· Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
· Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
· Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
· Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
· Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
· Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
· Песочные и механические часы — быстротечность времени.
· Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
· Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.
· Глобус, как земли, так и звездного неба.
· Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
· Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
· Красные сургучные печати.
· Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
· Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
· Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
· Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
· Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
· Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
· Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением
Но в работах Питерс еще еще глубже скрытая символика. Если вглядеться в безобидного лобстера на этом натюрморте, то можно разглядеть распятие. Рыбы всегда ассоциировались с христианством. Кот, возможно, символизирует Ловца Душ, но может и просто присутствует для обеспечения коммерческого успеха.
Но, конечно, самым интересным сокровищем скрытых символов является сам автопортрет Питерс. Там розмарин – символ супружеской верности. Кольцо, лежащее на столе – типичное обручальное кольцо того времени. Оно не на пальце – значит, брак тайный. Нужно лучшее разрешение, чтобы рассмотреть детали, но если прогуглить Clara Peters, то много чего найдется, и детали, и гигантскоие разрешения.
На этой катрине снова то же кольцо, на столе стоят рядом два бокала, изящный и более грубый – тоже символ мужчины и женщины. С ветки розмарина свисает украшение, камни которого выполнены в форме цветков клубники, символа женского плодородия – типичный подарок жениха невесте. Один из бисквитов имеет форму сердца, другой – в форме начальной литеры ее фамилии. Во всяком случае, такую трактовку предлагает Мирьям Милман.
А я не могу отделаться, что на многих картинах Клары она рассказывает о разрушенной жизни. Во-первых, глаза женщины на автопортрете полны протеста и обиды, и вообще поза ее – поза человека оскорбленного, но не сломленного, и готового к отпору. Да и цветы в вазе наводят на размышления. А уж этот жутковатый натюрморт вообще полон символов. Мертвые птицы – умершая (убитая?) райская песня счастья, обезьянка, символ попытки понять загадку жизни, виноград – грехопадение.
Эта безобидная картина с пирогами тоже непроста. Нож, символ мужской сексуальности, на переднем плане. Я не рискую высказывать догадки по поводу чашы и кувшина, над ней нависающего. И снова символ грехопадения, лимон, да еще разрезанный. О подозрениях насчет пирога тоже промолчу.
А эти две картины трактуйте сами, у меня воображение закончилось. Мне кажется довольно интересным и внушающим оптимизм соседство зрелого и незрелого винограда. Может быть, Клара Питерс и не была навсегда несчастна?
Знание умножает скорбь, да. Теперь я никогла не смогу смотреть на натюрморты, как на натюрморты.

Ее зовут Клара Питерс, женщина-загадка, о которой практически ничего не известно. Неизвестно, когда она родилась, кто был ее учителем, как она прожила свою жизнь. Известно, что она была популярна, скорее всего – богата. Она тоже работала в жанре натюрморта, только натюрморта своеобразного. Понимали ли покупатели ее картин знаки, скрытые в них? Возможно, что кое-кто понимал. Кто-то просто следовал моде, а кому-то честно просто нравились ее работы.
читать дальшеОказывается, в жанре может быть скрыт другой жанр, в данном случае – vanitas. Русскоязычная Вики расписывает символы этого стиля очень подробно:
«Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
· Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
· Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
· Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
· Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
· Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
· Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
· Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
· Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
· Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
· Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
· Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
· Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
· Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
· Песочные и механические часы — быстротечность времени.
· Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
· Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.
· Глобус, как земли, так и звездного неба.
· Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
· Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
· Красные сургучные печати.
· Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
· Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
· Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
· Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
· Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
· Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
· Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением
Но в работах Питерс еще еще глубже скрытая символика. Если вглядеться в безобидного лобстера на этом натюрморте, то можно разглядеть распятие. Рыбы всегда ассоциировались с христианством. Кот, возможно, символизирует Ловца Душ, но может и просто присутствует для обеспечения коммерческого успеха.

Но, конечно, самым интересным сокровищем скрытых символов является сам автопортрет Питерс. Там розмарин – символ супружеской верности. Кольцо, лежащее на столе – типичное обручальное кольцо того времени. Оно не на пальце – значит, брак тайный. Нужно лучшее разрешение, чтобы рассмотреть детали, но если прогуглить Clara Peters, то много чего найдется, и детали, и гигантскоие разрешения.
На этой катрине снова то же кольцо, на столе стоят рядом два бокала, изящный и более грубый – тоже символ мужчины и женщины. С ветки розмарина свисает украшение, камни которого выполнены в форме цветков клубники, символа женского плодородия – типичный подарок жениха невесте. Один из бисквитов имеет форму сердца, другой – в форме начальной литеры ее фамилии. Во всяком случае, такую трактовку предлагает Мирьям Милман.

А я не могу отделаться, что на многих картинах Клары она рассказывает о разрушенной жизни. Во-первых, глаза женщины на автопортрете полны протеста и обиды, и вообще поза ее – поза человека оскорбленного, но не сломленного, и готового к отпору. Да и цветы в вазе наводят на размышления. А уж этот жутковатый натюрморт вообще полон символов. Мертвые птицы – умершая (убитая?) райская песня счастья, обезьянка, символ попытки понять загадку жизни, виноград – грехопадение.

Эта безобидная картина с пирогами тоже непроста. Нож, символ мужской сексуальности, на переднем плане. Я не рискую высказывать догадки по поводу чашы и кувшина, над ней нависающего. И снова символ грехопадения, лимон, да еще разрезанный. О подозрениях насчет пирога тоже промолчу.

А эти две картины трактуйте сами, у меня воображение закончилось. Мне кажется довольно интересным и внушающим оптимизм соседство зрелого и незрелого винограда. Может быть, Клара Питерс и не была навсегда несчастна?


Знание умножает скорбь, да. Теперь я никогла не смогу смотреть на натюрморты, как на натюрморты.
@темы: Дамский вопрос
Мне вообще нравится,как ты пишешь о живописи и художниках.
А вот фигура на первом портрете мне видится непропорциональной. Интересно, мне только так кажется или это и в самом деле так и имеет какой-то сакральный смысл?
И спасибо за расшифровку символов!
))
Насчет пропорций, мне кажется, есть простое объяснение. Крупно подчеркнуты грудь, лицо и глаза, и руки. Раскиданные монеты на всех связанных с "тайным браком" картинах наводят на мысль, что "муж" польстился на более богатую. Поэтому так подчеркнуты руки: "я-то ими заработаю". Грудь - понятно почему подчеркнута, лицо - чтобы лучше было видно выражение глаз, и вообще пропорциями пожертвовано ради позы. Я бы так прочла эту картину.