Ну вот я и добралась до Ричарда Второго, в правление которого и случилось восстание Уота Тайлера.
Его отцом был старший сын Эдуарда III, известный как Черный Принц – храбрый и искусный воин. А вот о его матери стоит рассказать отдельно.
читать дальшеДжоанна Кентская была всего 12 лет от роду, когда она тайком вышла замуж за Томаса Холланда, графа Кентского. Для ноблей ее ранга для брака нужно было разрешение самого короля, которое молодая пара не удосужилась даже спросить – все равно разрешение не было бы дано. Томас отправился воевать, с надеждой разбогатеть, а Джоанна осталась дома. Поскольку она было кузиной правящему Эдуарду III, то он и решил, за кого ее выдать замуж: за Вильяма Монтескью, графа Салсбери.
Джоанна покорилась, благоразумно промолчав о своем тайном браке с Холландом. По ее словам, из страха за жизнь любимого. Но когда тот вернулся, с богатством и славой, и потребовал у папы Клемента VI, чтобы ему вернули его жену, Джоанна решительно поддержала это требование. За что была заключена под арест графом Салсбери в собственном доме. Оттуда и пришлось графу Салсбери отправить ее к Холланду, когда папа решил тяжбу за жену в пользу последнего. С Холландом она нажила четверых детей, но осталась вдовой к 1360-му году.
Тут-то и выяснилось, что в нее давно уже был влюблен Черный Принц, наследник престола. У Эдуарда III перспектива получить в невестки даму с репутацией Джоанны энтузиазма не вызвала. Нет, и он, и его жена очень любили молодую женщину, свою близкую родственницу, но странный закон гласил, что ее живущий экс-супруг имел полное право объявить своим любого ребенка Джоанны, даже в случае, если бывшие супруги в глаза друг друга годами не видели. Далее, Джоанна приходилась Черному Принцу двоюродной теткой, то есть находилась к нему в той близкой степени родства, которая запрещала брак.
Эдуард III и Черный Принц
Ха! Конечно же, они поженились – снова тайком. Королю не оставалось ничего другого, как только буквально выкрутить у папы разрешение на этот брак, и отпразновать свадьбу наследника пост-фактум, со всей надлежащей пышностью, в 1361-м году. Увы, Черный Принц через некоторое время заболел, очевидно раком. Он всю жизнь сражался храбро. Приблизительно в то время, когда родился его сын Ричард, Принц начал одну из самых своих блестящих военных кампаний в защиту интересов Педро Кастильского Жестокого. В это время они с Джоанной жили в Аквитании, и ей пришлось в отсутствие мужа собирать вторую армию, чтобы отстоять Аквитанию от французов, надеявшихся пощипать Принца с тыла безнаказанно. Не вышло.
Педро Жестокий, впоследствии Педро Справедливый
Они вернулись в Англию в 1371-м, не убоявшись, в самый разгар чумы. На следующий год Принц, из последних сил, попытался отстоять материковые владения Англии, но он уже был очень болен. Скончался принц в 1376-м году, несколько раньше своего отца. Таким образом, в течение года 48-летняя Джоанна Кентская снова осталась вдовой и матерью правящего 10-летнего короля.
Она была силой за троном. Несомненно, только благодаря ее влиянию Джон Гентский не стал полноправным регентом, потому что он, несомненно, узурпировал бы трон. Влияние у него было, разумеется, но трона он не получил. Джоанна также покровительствовала движению лоллардов и его предводителю Джону Вайклифу, пока восстание Тайлера не потрясло ее своей жестокостью. Она отправилась на поклонение в Кентерберийский собор, чтобы по возвращении обнаружить Лондон занятым повстанцами. Но они ее пропустили! Причем, с величайшим почетом.
Закончилась ее жизнь не менее драматично. Ричард II женился в 1382-м году на Анне Богемской. Женился вопреки понятиям о разумной дипломатии и святым для англичан понятиям об экономической выгоде: он заплатил брату Анны, королю Венцеславу, огромную сумму 20 000 флоринов, хотя мог бы жениться на девушке из миланского дома Висконти, которая принесла бы деньги в Англию. Излишне говорить, что англичане новую королеву невзлюбили. Во всяком случае, невзлюбили ее нобли (простолюдины имели в лице Анны Богемской верную заступницу перед королем, и звали ее Добрая королева Анна).
Вот и вышло так, что сын Джоанны от первого брака, сэр Джон Холланд, рассорился с дворянином, входящим в «малый двор» при королеве, и в процессе ссоры убил его. Король Ричард принял происшествие настолько близко к сердцу, что приговорил своего сводного брата к смерти. Разумеется, Джоанна вступилась за сына, и стала просить за него у своего венценосного сына. Скандалы и мольбы продолжались 4 дня, пока силы не оставили Джоанну, и она не умерла скоропостижно в возрасте 57 лет. Вполне можно сказать, что причиной ее смерти стало разбитое сердце. Ричард, потрясенный случившимся, помиловал сводного брата, хотя и отправил его в Святую землю.
О, да
Жена Черного Принца была дама незаурядная, но ведь и жена Эдуарда III, и жена Эдуарда II, и Эдуарда I - все были очень и очень яркие каждая по-своему. И это только в одной семье.
Я на упоминание о ней наткнулась в читаемом сейчас Контамине. Стало интересно, что это за дама, которая советы дает, сколько в каком гарнизоне лучше пушек держать, ну вот и посла шарить по сети. А везде только про феминизм ее
MirrinMinttu
Поделитесь, если найдете. Я публиковавшиеся отрывки для курсовика когда-то использовала, но опять-таки очень мало чего удалось найти.
Похоже, достаточно влезть в историю одной королевской семьи дальше первой ссылки в Гугле - и такие характеры вырисовываются! Просто есть невесть откуда сложившееся мнение, вот на этом, на лени читателя, и играют всякие там Абсентисы.
О, да! Естественный отбор тогда такой был, что все лучшее доставалось сильным личностям, а слабые быстро помирали
Ну зачем так про викторианских дам. Тогда тоже хватало ярких личностей. Просто времена настали такие, что от них осталось много источников. Поэтому нам остались известны не только яркие дамы, но и беспомощные.
А в викторианскую эпоху женщину как раз стали рассматривать как этакий цветочек, оторванный от всего земного. Женщина в глазах мужчины стала каким-то ребенком, которого мужчина все время должен был опекать, существом предельно несамостоятельным и недееспособным.
Ну с одной стороны да, но с другой - в средневековье и вплоть до Нового времени женщина все же была предметом собственности (как там Петруччо говорил
Да там полно этого чертополоха. Причем нормально они в обществе жили, приняты были и вообще не бедствовали. И с сотнями скандальных любовных связей, и по двадцать лет в гражданском браке, и на неженских профессиях.
Я про Джордж Эллиот когда статью писала - вот тоже дамочка-то! И это при том, что она вполне себе викторианская с виду - образованная, спокойная, из приличной семьи, всегда прилично себя ведущая. И при этом она писала романы, авторство которых всеми (кроме Диккенса) приписывалось мужчине, жила с женатым мужчиной (и его дети ее мамой называли), работала в газете, рулила литературным салоном и т. д.
Ага