Банально, но накипелоДействительно страшно. Такое чувство, что все вокруг похоже на карточный домик: дунет что-то - и рассыпется всё строение. Нет больше уверенности, что завтра можно будет идти на работу, потому что работы завтра может больше не быть. Нет уверенности, что до этой работы доберешься живым и невредимым, что там не ожидает очередная великая перестройка. Страшно заболеть, потому что вполне можешь остаться без помощи: врачей нет, посыл к специалистам ограничен. Если болезнь предполагает возможность потерять на улице сознание, еще страшнее: почти наверняка все пройдут мимо, разве что кто сумочку прихватит. Страшно стареть, потому что старость - это убывающие силы без возможности отдохнуть, нищая пенсия тем, кто доживет, и конец в доме для престарелых, в полной зависимости от персонала. А отовсюду льются обещания "затянуть ремни", "сократить", "запретить".
Вот я и подумала: какого черта? Что с нами случилось? Почему мы стали такими уязвимыми? А ответ-то прост, оказывается. Мы позволили промыть себе мозги. Мы прожили часть жизни в уникальных условиях, когда о человеке заботилась система. Лучше или хуже, но заботилась. Эта система давно, лет 20 как, рухнула, рассыпалась, и функционирует пародией на саму себя. Но мы верим, что она должна быть и должна работать. Что должно быть что-то, что будет нас оберегать и будет о нас заботиться. И отчаянно боимся всего, что может мгновенно сломать нам жизнь, потому что в глубине души понимаем: случись что - и останешься при своих.
А вот если исходить из того, что можно расчитывать только на себя? Идея-то не оригинальна, к ней многие пришли, но как-то странно. Стали схлопываться, реагируя только на направленный напрямую раздражитель. Поэтому и получается, что там, где у тысяч горе, несколько десятков видят только возможность заработать для себя, утолстить буфер между собой и жизнью. Мотто "а это не моя проблема". Да, так удобнее - на первый взгляд. А на самом деле, только у единиц есть столько денег, чтобы их хватило на все повороты жизни. У большинства, если не повезет по-крупному, буфер сотрется максимум за месяца три.
Расчитывать только на себя - это, вообще-то, активно участвовать в жизни других, живых людей, а не организаций. Подхватить того, кому плохо. Выслушать того, у кого беда. Помочь, совершенно конкретно. Присмотреть. И это должно стать нормой социальной микровселенной каждого. Вот тогда жить будет уже не страшно, и мораль перестанет быть собственным отражением в кривом зеркале.