Первый Крестовый поход, как таковой, закончился взятием Иерусалима и коронацией Годфрида Бульонского. Корабли ждали в Яффе крестоносцев, которые возвращались в Европу, провинции были розданы. С Годфридом осталось всего несколько сотен рыцарей. А ведь работа далеко не была закончена: в Египте собирались силы против «франков», да и совсем рядом с Иерусалимом был непокоренный Аскалон. Галилея, отданная Танкреду, даже не была еще завоевана. Годфрид считал, что взятие Аскалона даже важнее, чем организационные вопросы в королевстве, и двинулся в поход.
читать дальшеБыло жаркое лето 1099 года, когда 11 августа войска двинулись в путь. Вместе с Годфридом отправились всего триста рыцарей, включая Раймунда, Танкреда и обоих Робертов, Фландрского и Куртгёза. Крестоносцам помогла, ка ни странно, пыль, в которой сарацины не могли разобрать, что же, собственно, происходит на поле боя. Но, предположив, что имеют дело с гораздо более крупными силами противника, они впали в панику и побежали. Египтяне – прямо к своим кораблям, которые немедленно снялись с якоря, а Мелек эль-Абдал с двумя тысячами человек – в Аскалон. Причем, паника была такой, что люди давили друг друга в воротах крепости.
Клод Конде не дает в своей книге «The Latin Kingdom of Jerusalem» никакого объяснения тому, почему Аскалон не был взят, только упоминает, что Раймунд и Годфрид рассорились из-за незавоеванной еще добычи, но я нашла русскоязычную статью, где говорится следующее о событиях: «жители Аскалона, наслышанные о резне в Иерусалиме, предложили сдаться, но только лично Раймунду Тулузскому. Годфрид, чье самолюбие было задето этим, отказался от таких условий. Обиженный Раймунд отделился от его армии и со своими отрядами направился на север. Теперь у Готфрида не было достаточно сил, чтобы штурмовать Аскалон, и ему пришлось снять осаду. Так из-за глупости и напыщенной гордыни Годфрида Аскалон остался в руках мусульман и был «жалом во плоти» франков в течение следующих пятидесяти лет. Все египетские набеги на Палестину совершались из Аскалона.»
С моей точки зрения, одна версия не исключает другую. Впрочем, есть еще и третья: Раймунд, несмотря на свои заслуги и на то, что он вбухал в поход изрядные средства, при разделе завоеванного не получил ровным счетом ничего. И отправился он, собственно, с Годфридом именно потому, что было договорено: Аскалон с окрестностями отойдет Раймунду – а потом в Годфриде взыграла жадность. Или кто-то, ведший переговоры от Аскалона, сообразил, что единственный шанс для них – это вбить клин между самолюбивыми франками. Трудно предствить для герцога, теперь короля, большего оскорбления, чем условие: сдадимся, но не тебе.
Зиму Годфрид провел в Иерусалиме за делами организационными. Около 20 окрестных деревень было подарено образованному приорату, названному Валь–де-Кур. Венецианский дож совместил выгодное для себя с полезным для Иерусалимского королевства, и послал к Годфриду флот, который помог в завоевании Цезарии, Арзуфа, Хайфы и Тира. За это дожу была обещана треть в каждом завоеванном городу, одна церковь и одна рыночная площадь, а также половина военной добычи. Иерусалимское королевство строилось по методу французского феода. У Годфрида были большие планы, ведь ему было всего 40 лет, но, возвращаясь в июне 1100 года из-под Цезарии, он (по словам Конде) подхватил какую-то разновидность местной лихорадки, очевидно, от плохой воды, и 18 июля умер, процарствовав всего год (легенд по поводу его смерти существует масса, от смерти в битве до отравленного яблока).
Официальная эпитафия Годфриду гласит:
Hic jacet inclitus Dux Godefridus De Bullon,
qui totam istam terramAquisivit cultui
Christiano Cujus anima regnet cum Christo. Amen
В общей истории Годфрид Бульонский рассматривается через призму своего рода героического нимба первого короля Иерусалимского Королевства, а сменивший его Балдуин обычно представляется в несколько сомнительном свете, ведь он не пошел на Иерусалим, а занялся устройством собственных дел, помятуя о том, что крестовый поход когда-то закончится, а вот ему лично возвращаться из него будет некуда.
Историк по крестовым походом, медиевист Стивен Рансимен, дает Годфриду совершенно убийственную характеристику в своей «Истории крестовых походов» (которая считается лучшим произведением по теме): «Godfrey, for all his estimable qualities, was a weak, foolish man. Out of jealousy he quarrelled with his colleagues; out ofgenuine piety he yielded far too much power into the hands of the Church. His death and his replacement by his brother Baldwin saved the young kingdom”.
Вот так-то.
Иерусалимское королевство 1099 - 1100 гг
Первый Крестовый поход, как таковой, закончился взятием Иерусалима и коронацией Годфрида Бульонского. Корабли ждали в Яффе крестоносцев, которые возвращались в Европу, провинции были розданы. С Годфридом осталось всего несколько сотен рыцарей. А ведь работа далеко не была закончена: в Египте собирались силы против «франков», да и совсем рядом с Иерусалимом был непокоренный Аскалон. Галилея, отданная Танкреду, даже не была еще завоевана. Годфрид считал, что взятие Аскалона даже важнее, чем организационные вопросы в королевстве, и двинулся в поход.
читать дальше
читать дальше