Снова совершенно чужое поле, но удивительно в тему одного недавнего разговора о том, что в кино фашизм как бы осуждается, но фашисты играются прямо-таки конфетками. Здесь - более глобальный взгляд, но я копирую только часть, а полностью можно прочесть здесь:
shraibman.livejournal.com/504428.html?view=5424...Еще добавила пару красивых картинок, в качестве иллюстраций.
Статья известной лево-либеральной исследовательницы Сьюзен Зонтаг <Магический фашизм>
ps.1september.ru/2000/47/7-2.htm считается чуть ли не классическим антифшистским произведением.
Нет спора, обличение фашистского и большевистского объединения всех людей в одну семью под началом вождей, антитоталитарная критика подчинения и иерархии справедливы. Но вот что, помимо прочего, пишет автор:
"...Фашистская эстетика включает восхищение первозданными ценностями. Она исходит из комплекса ситуаций, связанных с контролированием поведения, подчинением, сверх-усилием и способностью терпеть боль; она связывает два человеческих состояния, кажущиеся несовместимыми, – эгоцентризм и самозабвенное служение.
читать дальше...Идеал фашизма состоит в трансформации сексуальной энергии в духовную силу на благо общества... Фашистская эстетика базируется на сдерживании жизненных сил; движения введены в определенные рамки, их простор ограничен, и в нем создается энергетический запас.
....Нацистское искусство реакционно, оно значительно отстало от достижений искусства ХХ века. Но как раз поэтому оно обеспечило себе место в разбросе современных вкусов. Левое крыло организаторов нынешней выставки нацистской живописи и скульптуры (первой после окончания войны) с изумлением обнаружило, что посещаемость ее превзошла все ожидания, а публика далеко не так серьезно настроена, как предполагалось. Для непросвещенной немецкой публики привлекательность нацистского искусства объяснялась, возможно, его простотой, фигуративностью, эмоциональностью, отсутствием зауми; оно позволяло отдохнуть от сложности модернизма.
Нашла картинку со скульптурой Брекера от 1939 года
....В основе фашистского искусства – утопическая эстетика физического совершенства. Живописцы и скульпторы нацистской эпохи часто изображали обнаженную натуру, но им запрещалось показывать какие-либо недостатки или уродства. Их ню выглядят как картинки в спортивных журналах, похожи на плакаты – ханжески асексуальные и в то же время порнографические, поскольку их совершенство – плод чистой фантазии. Следует сказать, что красота и здоровье в изображении Рифеншталь отличаются от этого потока гораздо большей изощренностью и интеллектуализмом. В ее арсенале довольно широкий набор телесных типов: в своем понимании прекрасного она отнюдь не расистка и в “Олимпии” показывает физическое напряжение, усилия, неизбежно выглядящие “некрасивыми”, а наряду с этим стилизованные, внешне будто не требующие никакого труда движения (например, прыжки в воду в той части фильма, которая вызывает наибольшее восхищение).
Нашла и Рифеншталь
...Фильмы Рифеншталь остаются действенными потому, что, помимо других причин, в их основе – романтический идеал, которому привержены многие и который может облекаться в разнообразные формы культурного диссидентства или пропаганды новых форм общественного устройства, такие, как молодежная рок-культура, традиционная медицина, анти-психиатрия и оккультные верования."
.......
C каких это пор умение сдерживать и терпеть боль или трансформировать сексуальную энергию на благо общества, простота, фигуративность, эмоциональность скульптуры и отсутствие зауми - с каких пор все это приватизировано фашизмом? ....
Из текста Зонтаг определенно складывается ощущение, что носителем антифашизма выступает неспособный терпеть боль, безвольный, уродливый, эгоистичный, немеренно ебливый и заумный субьект. Получается каррикатура, в духе того, как изображают своих противников.... фашисты. Воистину прав итальянский левый коммунист Бордига, который заметил, что антифшисты и фашисты друг друга дополняют... Тут, правда, надо сделать поправку: смельчаки-партизаны, убивавшие фашистов, как раз культивировали ненавистные Зонтаг человеческие качества - выносливость, волю, самопожертвование.
Один мой друг как-то заметил, что когда либералы вбивают в голову массам мысль - "или демократия, или тоталитаризм, а третьего не дано" - они, тем самым, провоцируют тоталитарную (фашистскую) реакцию со стороны бедняков и всех, кто пострадал от неолиберальных приватизаций. Приблизительно то же самое сделала Сьюзен Зонтаг, утвердив монополию фашизма на такие бесконечно притягательные человеческие и социо-культурные качества, как простота, ясность, красота, воля и умение жертвовать собой ради ближнего. Лучшего подарка фашизму и придумать нельзя!
...