История, собственно, библейская, то есть вечная и многогранная, называется "Susanna and the elders" (Сюзанна и старцы). На поверхности - история о том, как два немолодых типа подглядывали за молодой девушкой, пока она занималась банными процедурами в саду. Потом взглядов им показалось, естественно, мало, и они перешли к тактильным контактам. Соблазняли они Сюзанну, или просто действовали по принципу "она сама этого просит", неясно. Факт, что девушка убежала, и они в досаде донесли, что Сюзанна развратничает в своем саду с молодым человеком. Потом, на суде, они запутались, под каким именно деревом происходил вышеозначенный разврат, и мудрый Даниил понял, что они лгут. Порок наказан, добродетель торжествует. Но не это объясняет, почему тема Сюзанны жила и живет, и почему Сюзанны такие разные у разных художников.
читать дальшеРисовали Сюзанну все корифеи, от Тинторетто до Моне. Иногда Сюзанна выглядит напуганной, но чаще всего у нее выражение лица молящее. Иногда она явно заигрывает, иногда погружена в самолюбование, вытираясь перед зеркалом, а иногда вообще создается впечатление, что идет отчаянный торг, ничего общего с добродетелью не имеющий. Дело в том, что сад как таковой - это аллегория женской сексуальности в разных проявлениях, и поскольку каждый художник имеет насчет женской сексуальности свое мнение, Сюзанна получается у него отражением этого мнения. Единственное исключение составляет Сюзанна единственной женщины, которая выразила на тему свое мнение - Сюзанна Артемизии Джентилески. И ее Сюзанна отнюдь не нежится в саду - Джентилески посадила ее на жесткую холодную скамью, давая понять, что между насилием и сексом нет ничего общего. Вот по этой Сюзанне немало уже написано и сделано выводов, и я не удивляюсь: привычное отвращение во всем теле, но она даже не пытается бежать, то, что происходит, ей слишком хорошо знакомо.
Вот эти Сюзанны выглядят, на мой взгляд, довольно раскованно:
Тинторетто, здесь главное - женское тело, старцы на горизонте и весьма схематичны
тоже Тинторетто, здесь Сюзанна нестолько занята собой, что "старцы" ее явно не беспокоят
Себастьяно Риччи, даже не рискую прокомментировать
Кагначчи, тоже не боится, скорее, ироничное выражение лица
Вот классически испуганные Сюзанны, и недаром, здесь старцы от взглядов перешли к действиям:
Понте
Себастьяно Риччи
Помпео Батони
Рубенс
ван Дейк
Лично моя любимая Сюзанна, Рени:
шок, настороженность, даже недоверие, что это реально происходит
Эта Сюзанна вообще уже не Сюзанна, а то ли предупреждение, что никто не в безопасности, то ли намек, что и в лучших домах...
Эмполи. Старцев отыскать не смогла, зато есть две служанки...
американская версия Эла Меленбекера, где Сюзанна, по-моему, олицетворяет природу
А вот современные Сюзанны:
Александр Гуревич тоже убрал свою Сюзанну из сада, потому что происходящее тоже не имеет ничего общего с женской сексуальностью
не знаю автора, но на ум что-то вроде "угнетенной сексуальности" приходит
тоже не знаю автора
Автор неизвестен, но считается испанской работой. Здесь она потому, что в конце 16-го века сюжет с Сюзанной был одной из любимых тем для росписи стен в домах зажиточных горожан. И прилично, потому как сцена библейская, и воображение будоражит.