Оказывается, проблемы брака с вдовами братьев причиняли неприятности королевам и до Катарины Арагонской. Та самая знаменитая история о Саломее и голове Иоанна Крестителя тоже имеет прямое отношение к семейной проблеме ее матушки, которая, овдовев, вышла замуж за брата своего покойного мужа.
читать дальшеИоанн Креститель покоя ей не давал, рассказывал повсюду о том, какая она грешница, и про наготу брата, и наготу жены брата, и т.п. Супругам этот Иоанн надоел до невозможности, но если жена была готова казнить болтуна немедленно, муж, будучи наместником Галилеи, думал о политических последствиях. Тут-то и вышла на сцену дочь королевы, Саломея, которая так хорошо станцевала перед отчимом танец с семью вуалями, что тот пообещал ей в награду всё, что угодно. Она и попросила голову Иоанна Крестителя - и получила ее.
Саломею рисовали многие, начиная с Джиованни де Паоло в 1453 году:
правда, непонятно, кто и почему изображает скорбь.
То ли дело Беноццо Гоццоли со своей Соломеей от 1461 года! Вряд ли его Соломея соблазнила бы настоящего Ирода, но в контексте своей культуры от сделал всё, что мог:
Сандро Боттичелли в 1488 увел свою Саломею из пиршественного зала, у него она, скорее, несет миру голову Иоанна:
А дальше Саломея явно становится для мужчин-художников эдакой сублимацией женского коварства, кровожадности и практически неприкрытой сексуальности. Во всяком случае, к библейским источникам работы мастеров Ренессанса никакого отношения не имеют.
Например, Чезаре де Сесто от 1515 года:
Но лучше всех постарался Лука Кранах Старший! И это 1530 год!
Климт в 1909 картину создал и вовсе непростую. Правда, это может быть не Соломея, а Юдифь, но все равно хорошо, смысл тот же: женщина (?) и голова мужчины в виде трофея.
Кажется, единственной жинщиной, писавшей Саломею, была Элла Феррис Пелл, американка. Она не побрезговала нарушить негласное табу, и изобразила именно женщину-ребенка, жестокую в невинности. Пожалуй, вполне библейская трактовка, ведь библейская история винит во всем мать Соломеи, вдову, посмевшую взять себе нового мужа. А Саломея была просто ее орудием, предполагается:
Вот как оно было на самом деле, скорее всего - версия Жана Фландрского от 1496 года:
Добрая дочь и довольные родители.