То, что я «плаваю» в теологии, все мои знакомые знают. Но мне нравится пытаться разобраться в том, что мне непонятно. Поэтому, конечно, я обращаю внимание на всякие популярным языком написанные статьи на религиозные темы. Тем более, в канун Рождества.
На этот раз мне попалась довольно путаная статья о деве Марии.
читать дальше«Казалось бы, кто может быть святее девы Марии? Но в лютеранской версии христианства Марию окружает стена молчания, ее божественность не признается.
Очевидно, приземленные, чуждые мистики протестанты не могут переварить миф о деревенской девушке, забеременевшей в подростковом возрасте девственным образом, родившей без мучений и сохранившей при этом девственность. Для большинства современных женщин-лютеранок дева Мария вообще является воплощением патриархального символизма, унижающего женщину.
Католички видят деву Марию другой. Они видят ее воплощением жертвенности, матерью и сестрой, той, от кого можно ожидать человеческого понимания и милосердия, а не только справедливости. Кстати, и в том, что человеческое воплощение Бога на земле родила именно простая девчонка из глухой и бедной деревни, тоже есть свой смысл.
Возможно, образ девы Марии был для лютеранской теологии слишком опасным, слишком реалистичным? Возможно, Лютеру вообще не хотелось забираться в дебри женского вопроса в Библии. Так или иначе, даже в протестантских рождественских мистериях у Марии роль без слов. Она есть, потому что без нее никак, но слова ей не дают. Протестанты не дают Марии и статуса божественного создания, хотя она была проводником Бога в мир.
А ведь католическая Европа завоевала целый материк именем Марии. И там, в Латинской Америке, Мария до сих пор довольно воинственный образ.
Люди верят в то, что Бог реален, но увидеть его человеку не дано. Люди ожидают второго явления Христа. А является ли людям дева Мария? Во сне-то ее видят довольно часто, но в католической церкви есть своя система подтверждения факта явления святых людям. Подтверждение явлений Марии получили случаи во Франции в 1858 году и в Португалии в 1917 году.»
(по материалам статьи в Helsingin Sanomat 6.11.2010, ”Pyhä Maria auttaa naisia”)
На самом деле, непорочность зачатия и рождения Христа была признана догмой довольно поздно, аж в 1869-70 годах Ватиканским Собором. Для Лютера, который, кстати, считал Марию «величайшей женщиной» заслуживающей величайшего почета, «девственность» Марии была не прямолинейным фактом, а свидетельством того, что она прожила безгрешную жизнь, будучи освобожденной Богом от первородного греха.
Кальвин и вовсе считал себя воином во славу девы Марии, как Матери Божьей, которую он освободил из рабства папистов. Но он действительно отрицал ее божественность на основании того, что она, как и прочие люди, нуждалась в прощении Бога.
Почти наш современник Карл Барт (1886 – 1968) рассуждает так: через Марию Иисус принадлежит к человеческой расе. Через Иисуса Мария Является Божьей Матерью. Смысл «девственного рождения» для Барта в том, что Иисус, как человек, не имеет отца, а Иисус, как сын Божий, не имеет матери. Мария «полна милостью», но эта милость не была ею заслужена, она была ей дана. Поэтому, с его точки зрения, утверждение католической церкви о Вознесении Марии после смерти является величайшей ересью.
Вот, оказывается, в чем дело. Да, это действительно вполне в духе протестантской морали: признание можно только заслужить, лишениями и тяжелыми испытаниями. Очевидно, протестанты не считали чувства матери, у которой на глазах распинают ее сына, достаточно тяжелым испытанием?
Насколько понимаю, здесь беззаботная Ева берет плоды Познания с дерева и скармливает их людям, что страшно радует Дьявола за их спинами. Дева Мария же, со своей стороны, кормит людей чем-то вроде цветов-облаток с того же дерева, которые искупляют их грехи, о чем говорит символ распятия. Картина конца 15-го века, кстати, так что символов здесь хватает.
Дева Мария и протестанты
То, что я «плаваю» в теологии, все мои знакомые знают. Но мне нравится пытаться разобраться в том, что мне непонятно. Поэтому, конечно, я обращаю внимание на всякие популярным языком написанные статьи на религиозные темы. Тем более, в канун Рождества.
На этот раз мне попалась довольно путаная статья о деве Марии.
читать дальше
На этот раз мне попалась довольно путаная статья о деве Марии.
читать дальше