Вильгельм II остался в истории королем, ненавидимым за введение Лесного закона, жестоко карающего за охоту на королевских оленей. Несколько несправедливо, потому что даже его батюшка, Завоеватель, выделил в Хемпшире 75 000 акров необитаемой земли и 15-20 000 акров обитаемой и обрабатываемой, и устроил там знаменитый заповедник Нью Форест. Те 500 которые там жили, он переселил прочь, желая не допустить браконьерства. А до него, тот же Исповедник и его предшественники организовали парки Кингсвуд и Вудсток Чейз. Ко времени Руфуса, королевские парки покрывали около трети территории Англии, и, например, весь Эссекс входил в эту территорию. Но Руфус стал применять для королевских парков отдельную юрисдикцию, и именно в этом, очевидно, была проблема.
читать дальшеАналоги Лесного закона были и во Франции Каролингов, и в Нормандии, но для англо-саксонской культуры они были абсолютно чужды и непонятны. Да и знать из норманнов не хотела видеть на своих новых землях земли короля, на которые их власть не распространялась. А простонародье просто пыталось браконьерствовать, за что их наказывали, что, в свою очередь, вызывало возмущение и неприятие.
В 1100 году Вильгельм II Руфус погиб. Наверное, если бы он мог выбирать, то он не был бы обижен, что погиб на охоте, как и подобает королю и воину. Но вот обстоятельства этой гибели наверняка разозлили бы вспыльчивого Руфуса неимоверно. Потому что, почти наверняка, в смерти короля был замешан его брат Генри, товарищ по детским проказам.
Судите сами: Вильгельм отправляется на охоту с небольшой свитой, включающей и брата, отделяется от прочей свиты с неким Вальтером Тирелом, и пропадает. Причем его даже не ищут. На следующий день тело короля со стрелой в груди находят случайные прохожие, и привозят в Винчестерский собор на повозке угольщика Пуркиса. По другой версии, Тирел, целящийся в оленя, внезапно выстрелил в короля, все впали в панику, и разбежались. Я в эту версию категорически не верю, потому что свитой короля были воины. Даже если убийство стало для них мгновенным шоком, через секунду Тирела достали бы если не погоней, то стрелой. Единственной причиной того, что этого не было сделано, мог быть только заговор.
Пока убитого короля спешно хоронят за какой-то башней в Винчестере, Генри уже сидит на сундуках с государственной казной, чтобы ее не разграбили под горячую руку, и через три дня спешно коронуется в Лондоне, пока из-за моря не вернулся строгий архиепископ. Тирел обнаруживается позже (а его, кажется, тоже не искали), и уже во Франции, под крылом церкви. Его родственников по браку, де Клеров, Генри, ставший королем Генрихом I, всячески возвышает и одаривает.
По-моему, все понятно.