Наткнулась в статье Берг на фразу: "Внешность Ричарда — это, пожалуй, единственный случай доказанной фальсификации его облика, сознательно изготовленной в эпоху Тюдоров. На телевизионном процессе над Ричардом искусствовед леди Веджвуд показала известный портрет Ричарда, находящийся в Виндзорском замке. Благодаря рентгеноскопии удалось установить, что на портрете была заново перерисована линия правого плеча, так что оно кажется выше левого; были внесены и другие изменения: так, глаза были сделаны более узкими, что придало всему облику определенную злобность, овал лица перерисован и заострен, так что Ричард выглядит старше своих лет".
Дело в том, что портретом из Виндзорского замка обычно показывают вот этот:
читать дальшеНо это - портрет, написанный либо в поздний Елизаветинский период, либо в период правления Джеймса. Портрет сделан на дубовой основе, и дендрологист Джон Флетчер сделал вывод: около 1590-1600 года.
Вот этот портрет точно написан во второй декаде 16-го века, во время правления Генриха VIII. Уже более зловещий вид, так?
Именно об этом портрете идет речь в статье Берг. Она, собственно, цитирует из статьи Фредерика Хепберна, который дословно пишет вот что: "it appears that, at some time after the copy was first painted, some deliberate alterations were made to it". ("Выяснилось, что после того, как копия была написана, над ней были произведены некоторые преднамеренные изменения").
The king's right shoulder was made to look higher than his left by extending the gown and the jewelled collar on that side a little further upwards. With the passing of time the additional paintwork on the gown has become fainter, so that the original line of the shoulder is now quite clearly visible to the naked eye. ("Правое плечо короля визуально завышено за счет расширения накидки и воротника из драгоценных камней слегка вверх. Со временем, дорисовка поблекла и первоначальная линия плеча теперь видима невооруженным глазом")
An X-radiograph of the painting showed up this change very clearly, and also revealed that Richard's right eye was originally not as narrow as it now appears: the lower edge of the eye has been slightly raised and straightened. ("Просвечивание рентгеном показало данное изменение совершенно четко, а также выяснилось, что правый глаз Ричард изначально не выглядел таким узким: нижний угол глаза был слегка приподнят и выпрямлен")
Also, judging from the paintwork itself, there is reason to think that the outline of the nose may have been enlarged a little and that the mouth has been tampered with in order to make the lips look thinner. ("Также, судя по самой работе, есть основание предполагать, что линия носа была немного увеличена, а надо ртом поработали, чтобы губы выглядели тоньше")
Without doubt these alterations were made with the intention of 'improving' the portrait by bringing it more into line with the early Tudor view of Richard as a deformed villain" ("Без сомнения, данные альтерации были сделаны с намерением "улучшить" портрет так, чтобы он соответствовал точке зрения ранних Тюдоров на Ричарда, как на деформированного злодея") (The Portraiture of Richard III, Frederick Hepburn)
Но я нашла портрет еще "краше", из личной коллекции Генриха VIII, который получил его, очевидно, от отца, который и был заказчиком:
А вот портрет, принадлежащий Обществу Антикваров. Он, кстати, тоже сделан во времена Большого Гарри. И является копией с оригинала 1480-х годов. Почему копией? Потому что верх портрета арочный. В 1480-х портреты были в прямоугольных рамках. Что с этим портретом интересно, так это факт, что сначала художник сделал добросовестную копию, а потом ее "улучшил": "the central horizontal line of the mouth had been moved to a slightly higher position, making the jaw look more tightly set and thus giving the face as a whole a more determined expression".("Центральная горизонтальная линия рта перенесена слегка вверх, благодаря чему подбородок выглядит более тяжелым, что придает в целом лицу более непреклонное выражение")
до реставрации портрета
после реставрации
Так что этот портрет, где надо делать скидки на несовершенство изображений эпохи, и есть нечто максимально близкое к тому, как на самом деле выглядел Ричард.