опять рабочееБыла у нас в отделении сравнительно молодая женщина, умирающая от рака поджелудочной железы. И вот на самой последней стадии, когда ее перевезли в специальную комнату, достаточно большую для того, чтобы там могли находиться близкие хоть круглосуточно, врач ей сказала, что она умирает, и надо готовиться. Женщина прорыдала весь день, к вечеру подключили морфиновый насос, а через сутки она умерла, не приходя в сознание.
Для пояснения: весь клан, вся семья знали, что "мамми" умирает. Все уже независимы, муж вообще не отходил от ее кровати, все эти недели. Сама больная предпочитала не думать, что она умирает, она зацепилась за мысль, что должна увидеть первого внука, который родится в ноябре. Нет, шансов на это у нее не было, конечно, так что врач своей прямотой ее конец не ускорила. Врач всего лишь сделала ее очень несчастной и испуганной женщинй в последний вменяемый день ее жизни.
Сегодня на утреннем рапорте ночная дежурная растроганно рассказала, что больная умерла мирно. Потом кто-то брякнул, что-де хорошо, что она приняла перед смертью правду.
Ну, меня понесло, конечно. Эту смерть я приняла тяжело. Знаете, эта женщина была нужна своим, и была любима, и не дожила свой век. Такие смерти кажутся особенно тяжелыми. Я спросила, кому хорошо-то? Кому ваша гребанная правда была нужна? Больной точно было не хорошо. Думаю, ее мужу - тоже было не хорошо смотреть на безнадежно рыдающую жену. Почему ей не дали умереть счастливой? Все равно ей через несколько часов подключили морфий, она впала в забытье, в котором и умерла.
Коллеги мои отреагировали на мое замечание по-разному. Самые честные сказали, что предпочли бы умереть в неведении. Самые фанатичные - что человек должен знать всю правду, это его право и его ноша. Парочка злобно спросила, где это я училась? "У нас в Финляндии" совершенно ясно учат быть с пациентом правдивым, это входит в базовую программу обучения медсестер. Я со злости брякнула, что в базовую программу обучения теологов входит сотворение Богом мира за семь дней, и что?
Я никогда не усвою местный менталитет. Никогда. Правдивость - это добродетель, но когда добродетель становится самоцелью, из нее уходит смысл, и она превращается в нечто себе противоположное. Я так считаю.