"поток сознания"Утащила с его блога в ЖЖ. Интересные рассуждения, хотя мне всегда не нравилось его сравнение церкви с клубом. Оно хромает очень сильно. И отсыл к Снежной Королеве я просто не поняла. Но остальное - достаточно справедливо, особенно отправная точка. Я встречала людей, которым удалось поставить точку на себе прошлом при помощи крещения. Не много, но у меня и не может быть много знакомых, которые больше не в силах жить с собой прежним.
Лично мне интересны два момента в речи Кураева. Первый - хоть какое-то объяснение тому, почему я, человек верящий в существование Бога, не крещена, и креститься не испытываю потребности. Второй - о необходимости раскаяния, и это возвращает к пункту 1.
Наверное, я просто не вижу смысла в раскаянии/покаянии как таковом. В моей картине мироздания наказание за неправильные действия наступает немедленно, и принятие этой расплаты, как следствия собственных действий - это уже покаяние. Исправление того, что накосячил (если возможно еще исправить) - это покаяние. Если исправить уже невозможно, то вывод, обещание себе больше ничего подобного не делать - это покаяние.
За правильные же действия плюшек, скорее всего, не будет, потому что человек поступает правильно для себя, для своего душевного комфорта. Так за что же плюшки-то? Они уже получены этим чувством комфорта или самоуважения.
Но очень большая часть человечества живет в странах, где идут войны. Как применимы эти тезисы там, если они вообще применимы? Я знаю, что после Великой Отечественной многие военные пришли в церковь, и многие крещеные из гражданского населения из церкви ушли. С первыми понятно, они вписываются в то, о чем говорит Кураев. Со вторыми... Они разочаровались, не смогли простить того, что с ними незаслуженно случилось.
В общем, такое у меня возникло чувство, что очень многие дебаты вокруг вопросов веры объясняются человеческой эгоцентричностью воспринятия реальности. А ведь реальность на идет в унисон с эгоцентричностью. Большинство событий большого мира происходят без того, чтобы у отдельного человека была хоть какая-то возможность на них повлиять. Отдельному человеку остается только его микромир, маленькие, ежедневные выборы курса действий, маленькие по масштабам Вселенной поступки. Возможно, скорее всего, для Вселенной они не имеют ни малейшего значения. Но для отдельного человека - имеют, они - его жизнь и есть.
Недавно я слегка поучаствовала в дискуссии на тему жесткости матрицы нашего бытия. Посыл был такой, что если человек сидит на попе ровно и плачет, что судьба к нему жестока, то он не заслуживает сочувствия. Более того, своим бездействием он привлекает к себе хищников. Это, вообще-то, очень популярная точка зрения среди молодых и успешных, и тех, что считает, что может быть успешным. Я с ней и в реале сталкивалась, еще в студенчестве. Вернее, в разных студенчествах, у меня их было несколько. И всегда эта тема всплывала. Что жертва обстоятельств сама повинна в том, что оказалась едой для более сильных и хищных.
Мне эта мысль никогда не нравилась. Я не могу и не хочу судить тех, кто плачет и ничего не делает для того, чтобы ему стало лучше. Таких много, и большинство из них по разным причинам действительно не способны ничего для себя сделать. Но это не значит, что их надо оставлять на съедение "голодным гидрам". Уровень цивилизованности человека оценивается именно его отношением к тем, кто сам не может бойко и без сбоев бежать дистанцию длиной в жизнь. Да и есть ли такие уникумы в природе?
В этом мире должно быть милосердие. Мы все преклоняемся перед сильными. Перед теми, кто, будучи инвалидом, штурмует Эверест и совершает кругосветки. Они, эти люди, заслужили наше восхищение. Здоровых, но слабых, рядом с собой выносить трудно. Они раздражают. "Неужели ты не можешь?!" Не могут. Вот не могут - и все тут. И они не смогут воспользоваться предложенной помощью, даже если им эту помощь поднесут на тарелочке с голубой каемочкой. Они будут продолжать заламывать руки и сидеть на попе ровно, постепенно сгибаясь под нарастающей грудой проблем. И они нуждаются в нашем милосердии. Милосердие без надежды на отдачу - это тоже покаяние.
К чему я это? Наверное, всё к тому же - для того, чтобы быть жить в христианской морали, вовсе не обязательно "вступать в клуб". Мораль - это вообще более широкое понятие, чем краткие тезисы, известные как десять заповедей. По моему пониманию, во всяком случае.