Была сегодня на заседании по поводу того, как лечить пациента.
читать дальшеМолодая женщина, русская, коллега, диагностирована шизофрения 10 лет назад, за плечами 20 поездок "в дурку". И изоляции были, и даже смирительные рубашки.
Ну, сейчас все более или менее. Лекарства-психотропники даем из весьма символически закрытого ящичка по вечерам. Лекарств - возможный минимум. Я часто работаю в вечер, всегда с ней болтаю. Честно сказала, что о психических заболеваниях знаю минимум, и что все в ее руках. Если начнутся странные ощущения и мысли - пусть говорит, будем звонить специалистам, чтобы снова до психоза не дошло. Девушка ожила.
И вот сегодня - собрание, значит. Врач-психиатр из поликлиники, куратор из психонеотложки, социальный работник, ведущий фельдшер из реабилитационной группы, две медсестры из психобригады, я. И еще мне ученика подсунули, хотя брать мне его не хотелось, подозревала, что и так толпа будет. И вся эта толпа - на одну одуревшую с утра девушку.
Опаздывает. "Опять опаздывает", - вздыхает врач, и все понимающе качают головами. Я напоминаю, что в 22 часа она принимает прописанную ей приличную такую комбинацию из двух снотворных. После них не так просто вскочить в 8 утра, обычно она спит почти до 10. Начинаю рассказывать, что все идет хорошо, что схема пока работает, и что сейчас единственный для нее источник стресса - страх, что у нее насильно отберут квартиру, поставят на продажу, а ее поселят в каком-нибудь заведении, где наблюдение 24/7. Именно на этом настаивает врач. "У пациента непереносимое материальное положение". Пациент переносит, кстати, положение. На меня смотрят с явным отвращением: "А вы все знаете о ее финансах?". Я знаю. И говорю, что ее положение ничем не отличается от положения 30-40% населения, согласно статистике. Врач говорит вежливо, но смысл "да кто ты такая". "У нее заболивание психозного типа! (если Вы знаете, что это такое)". Я знаю. И упрямо гну, что диагноз - это не судимость, и больных надо лечить, а не выдергивать у них ковер из-под ног. Что помогите ей лучше с работой, ведь у города есть сотрудничающие с ним социальные организации. "Но работа может спровоцировать психоз!", - с апломбом заявляет врач. С трудом удерживаюсь от истерического смешка.
Появляется пациент. Девушка напугана и напряжена. Врач говорит, что ей нужен официал, который будет контролировать ее финансы - возьмет под контроль ее банковский счет. Девушка возражает, что ее счета и так напрямую оплачиваются с ее счёта, так какой смысл? Не хочет она никакого контроля. "У нас есть право назначить контролера и без вашего согласия", - поджимает губы врач. Читай: написать заключение о недееспособности. Я снова встреваю, напоминая, что у девушки нет проблем с оплатами. Проблем и правда нет, соглашается социальный работник. Проблема в том, что на оставшуюся от выплат сумму невозможно прожить. "Знакомая ситуация", - вклиниваюсь я.
Короче, пока удалось девушку и ее свободу отстоять. Следующее собрание через три месяца. Подхожу, беру под руку, начинаю говорит о круизе, в который она едет на два дня, треплю по плечу. "Что, поднять - подняли, а разбудить забыли"? она смеется.
Я не знаю, что будет дальше. Я волнуюсь за то, как она перенесет круиз - там будет много пьяных, приставучих. Сама девушка не пьет совсем, и не одна она будет, а с группой, но я не уверена, будет ли она помнить о разложенных по пакетикам лекарствам в непривычной обстановке. Не знаю, как она отреагирует на мужские авансы, она молода и у нее нет бойфренда. Я не уверена, что даже с лекарствами ее психика выдержит. Она и сама не знает. За 10 лет никому не пришла в голову простая мысль о том, что лекарства ей надо выдавать с рук, чтобы обеспечить и правильное количество, и правильное время. Это было мое предложение. Кстати, в самой-то "дурке" фельдшер не сомневался, что психозы накатывали из-за неправильного приема лекарств. Я туда сгоняла поговорить.
Думаю, что нам просто надо жить в этом случае согласно ситуации. Добиться того, чтобы она перестала говорить то, чего от нее хотят услышать, и начала прислушиваться сама к тревожным звоночкам. И я совершенно точно знаю, что если случится кризис, то из всей присутствующей толпы я могу более или менее положиться только на одного человека - на того, кто ведет реабилитационную группу. Но он работает только днем. И еще можно всегда сгонять в "дурку", там - настоящие профи. А врач мне не понравилась. Но я-таки расшаркалась перед ней, что буду очень благодарна за возможность консультироваться, ведь я всего лишь медсестра, причем без специализации на психиатрии. Сработало. Она даже сказала соцработнику, что та могла бы сходить с пациентом вместе в банк и переговорить о возможности уменьшить выплаты по ипотеке, удлинив срок выплат. Это было бы славно. Именно то, что я хотела.
Но вообще... Вот знаете, если вытащить совершенно здорового человека спросонья перед коллегией в 8 рыл, обладающих властью отнять у него то, что для него дороже всего... Мне как-то сразу Министерство Магии у Роулинг вспомнилось. И трибуналы. Не думаю, что это правильный метод подхода. Хотя и не врач.