О том, с чего начался и как развивался знаменитый конфликт между королём Эдвардом и графом Варвиком, существует много мнений. Один из представителей Бургундии, Жан де Варин, утверждал позднее, что граф рычал насчёт пригодности Эдварда для занимаемой должности еще в 1467 году. Может, и рычал, имел к этому все основания.
читать дальшеХотя лично Варвика король и продолжал всячески задабривать практически до весны 1469 года, это не отменяло поведения Эдварда по отношению к Джорджу Невиллу, архиепископу Йоркскому. Мало того, что он не принял участия в праздновании избрания Невилла архиепископом, так он ещё и троллил того кардинальской шляпой архиепископа Кентерберийского. Зная, что Невилл жаждет этой чести, Эдвард не поленился персонально известить его, что кардиналом стал его соперник, Бурше. А потом ещё устроил целый спектакль, смещая Невилла с должности лорда-канцлера.
Варвик тогда был во Франции, и не так уж невозможно, что уже в 1467 году его попытались там склонить к союзу с ланкастерианцами. Но вот вся история, закрутившаяся вокруг герцога Кларенса, несколько противоречит утверждению, что Варвик задумал измену в 1467 году. Во всяком случае, французская делегация, с которой он вернулся в Англию, зафиксировала его возмущение тем, как Эдвард поступил с его братом. И сильное сближение герцога с графом тоже приходится на 1467 год.
Не исключено, что Ричард Варвик задумывался над тем, что было бы неплохо заменить на троне Англии одного брата на другого. Но равно возможен и другой вариант: инстинктивное сближение хороших знакомых и близких родичей перед лицом общей угрозы и несправедливости.
Личность герцога Кларенса всё еще ждёт своего историка. Братец Джордж был не самым приятным человеком на свете. Но его поведение в отношении к брату-королю в период, приведший герцога в Тауэр, выглядит настолько идиотским, что это уже само по себе указывает на то, что были какие-то обстоятельства, не очень широко известные.
Ведь идиотом Кларенс никогда не был. Запись в «Кройлендских хрониках» говорит, что все три брата были отмечены настолько исключительными талантами, что вместе были бы практически непобедимыми. Слабым звеном оказался Кларенс. Кларенс, наделённый более добродушным чувством юмора, чем Эдвард и меньшей серьёзностью, чем Ричард. Красивый, неглупый, обласканный братом дальше некуда, всё ещё условный наследник престола до рождения у Эдварда сына. Собственно, в 1464 году Эдвард даже дал ему часть владений, входящих в титульные владения принцев Уэльских.
Так почему же Кларенс встал в оппозицию? Единственно видимое ограничение, которое наложил на его жизнь Эдвард – это женитьба. Нет, имя Кларенса мелькало, конечно, в переговорах постоянно, но как-то постоянно из этого ничего не получалось. Пока мы не знаем с точностью, насколько серьёзны были его чувства к Изабель Невилл. Известно точно, что Эдвард заключил его и Ричарда даже под домашний арест за намерение жениться на наследницах Варвика. Известно также, что Ричард был отправлен пажом к Варвику, скорее всего, в качестве потенциального жениха для Изабель, к которой он был ближе по возрасту, чем к Анне.
И тем не менее в 1467 году Варвик запросил в Риме диспенсацию для брака Изабель и Кларенса – это факт, диспенсация была выдана, получена и сохранилась. Как является фактом и то, что Эдвард в конце 1467 года неожиданно вызвал Кларенса в Ковентри, намереваясь держать его под пристальным надзором.
Что касается самого Варвика, то здесь всё смутно. Осенью 1467 года лорд Герберт перехватил гонца Маргарет Анжуйской, который, допрошенный без пиетета, назвал Варвика в числе заговорщиков. Но со стороны Эдварда никаких репрессий не последовало. Он вызвал, конечно, графа к себе объясниться, но – тот отказался явиться. Договорились на том, что государственный обвинитель сам приедет к Варвику. Так оно и было сделано, но Эдвард терпеть не мог, когда его щелкали по носу. Он снова приказал Варвику явиться ко двору – и тот снова отказался, подчеркнув, что ноги его не будет там, где распоряжаются Риверсы, Скейлс и Герберт.
Упрямцев помирил, как ни странно, с таким треском отставленный Джордж Невилл. Он не поленился переговорить со всеми вовлечёнными, и Варвик помирился хотя бы со Стаффордом, Одли и Гербертом. И даже явился в Ковентри на заседание совета. Но – отказался одобрить сумму чудовищного приданого Маргарет Йоркской, отказался участвовать в сборе лучников для Бретани, и продолжал твердить королю, что союз с такими типами, как герцоги Бургундии и Бретани – это политическое самоубийство. И, похоже, Варвик был отнюдь не единственным недовольным курсом, избранным королём. Определённо, уже 1468 год должен был стать для Эдварда предупреждением о грядущих неприятностях.
Эдвард IV - обещание неприятностей
О том, с чего начался и как развивался знаменитый конфликт между королём Эдвардом и графом Варвиком, существует много мнений. Один из представителей Бургундии, Жан де Варин, утверждал позднее, что граф рычал насчёт пригодности Эдварда для занимаемой должности еще в 1467 году. Может, и рычал, имел к этому все основания.
читать дальше
читать дальше