эта панорамная фотка из Википедии, дальше - мои
Ну не прелесть ли? Я к нему побежала в первый же вечер, благо жила на той улице. Внутри было уже довольно темно и совершенно безлюдно, и я решила оставить фотографирование на дневное время. Как потом выяснилось, темно и безлюдно в соборе и днём.
читать дальше
Мне кажется, что пустынность католического кафедрала объясняется не столько тем, что католицизм в Англии - явление маргинальное, сколько тем, что этот кафедрал сам по себе чрезвычайно замкнут. Люди придут, послоняются по пустому храму, где и спросить что-то не у кого - и уйдут. Конечно, можно зайти в крыло, где находится кафе и сувенирный магазин, и там будут люди, но они ничем не смогут помочь. Человека, ответственного за пиар, в кафедрале явно нет. Хорошо ещё, что хотя бы кафе пользуется спросом. Внутренний дворик так красив!
О туре на башню, заявленном в буклетике собора, к 11 часам четверга никто ничего не знал. Дождались окончания процесса поиска знающих не все. Собственно, была я, семья из трёх человек, и какой-то мужчина. Многие ушли, не получив ответа, есть туры или нет, потому что персонал в магазине только отмахивался, что ничего не знают. До 11:15 никто не появился встретить прибывших. Ну, люди и ушли. Жаль, потому что этот собор совершенно уникален.
Для начала, он построен всего-то в 1910 году, а не тысячелетие назад, как можно подумать. Во-вторых, он полностью выстроен на деньги одного человека. В-третьих, он изначально строился как гигантская церковь, а не собор. Разницу, возможно, поймут активные католики. Она вот в чём:
Говорят, что если эту композицию мысленно опустить вниз в соборе, она окажется строго по центру. В церкви же она слегка сместится влево, образуя так называемый "угол слёз". Похоже, что все присутствующие, кроме меня, прекрасно поняли, о чём идёт речь, поэтому допытываться я не стала.
Так вот, потом-то я поняла, что доказательство того, что церковь является новостроем, всё время было у меня перед глазами, всё утро. Аллюминивые крыши! Кстати, в те годы, когда эта церковь строилась, аллюминий был ещё баснословно дорог. Он долго был дорог, пока его не научились извлекать из бокситов по другой технологии. И крепления потолка было сделано тоже по совершенно новой технологии, из скандинавской сосны:
Короче говоря, для своего времени церковь, посвященная св. Иоанну Крестителю была буквально последним словом архитектурного искусства. Проектировал её в нео-готическом стиле Джордж Гильберт Скотт-мледший. Очевидно, ограничений в бюджете совершенно не было, но проект всполошил городские власти своим размахом.
Дело в том, что процесс декриминализации католицизма в Англии начался только в 1760 году, и в Лондоне, например, на подготовку акта о декриминализации толпа ответила массовыми анти-католическими погромами, во время которых сотни католиков были убиты. Перелом в общественном мнении случился только во время ВФР, когда ужас перед происходящим во Франции вернул часть англичан в консервативное русло, а остальных сделал гораздо более терпимыми к традициям.
Тем не менее, все богословы Оксфорда ещё лет тридцать писали трактаты по поводу того, будут ли католики, если их легализировать, верны короне, и признает ли католическая церковь превосходство протестантской церкви? Именно около 1851 года англиканская церковь перестала быть проповеднической, а приобрела черты официальной ритуальности. Именно в 1850-х была чётко определена церковная иерархичность в административном плане. Например, ни один город, в котором уже был англиканский кафедральный собор, не мог иметь католического собора, дабы не разжигать про-католические настроения. Также католические кафедралы было разрешено размещать только там, где это было обосновано исторически - в Лидсе, Саутварке, Вестминстере, Миддлборо, Салфорде и Клифтоне.
Ситуация начала меняться уже в 1870 году, когда индустриализация Англии вызвала быстрый прирост малообеспеченного католического населения в городах. На этой волне католическая церковь, основной составляющей которой была благотворительность, стала стремительно расти. Норич, тем не менее, долго оставался практически чисто протестантским городом, католическое население которого ютилось в двух маленьких часовнях.
Всё изменилось в 1877 году, когда 15-й герцог Норфолк, Генри ФитцАлан-Говард, женился на леди Флоре Эбни-Гастингс.
Он решил построить в честь своего счастливого брака церковь. А поскольку Говарды всегда оставались семейством католическим, то сэр Генри решил построить грандиозную католическую церковь. Архитектор Скотт-младший был, кстати, бывшим протестантом, перешедшим в католицизм. А размеры церкви построенной в виде креста, имеющей в длину 275 футов и в высоту 80 футов, поражали. Башня поднимается над этой высотой ещё на 80 футов.
В общем, отцы города решили, что строить такую громадину никто герцогу не разрешал, и Говарду пришлось в 1892 году буквально выкрутить разрешение, мило написав, что он, конечно, может ограничиться и указанными в разрешении размерами, но результат будет странным. А красивый собор он построит в другом месте. Разрешение дали, и в 1894 году строительство нефа было закончено, и церковь открыла двери для паствы. Полностью церкоь была построена в 1910 году. А в 1976 году она взяла на себя функции кафедрала.
Принесло ли строительство церкви в честь счастливого брака герцогу Норфолку счастье? Увы, нет. Единственный сын, родившийся в 1879 году, был физически и умственно неполноценным. Сама Флора умерла в возрасте 33 лет. Учитывая то, что первый камень в фундамент церкви был заложен в 1884 году, своим жестом сэр Генри одновременно укоротил злые языки и выразил уважение, любовь и поддержку своей леди, которая, несомненно, страдала из-за сына, и, скорее всего, была весьма нездорова сама.
Конец же в этой истории счастливый. Через много лет вдовства, герцог женился на своей двоюродной кузине, с которой у него было аж четверо совершенно здоровых детей, и титул перешёл к сыну сэра Генри от этого брака. Сын от первого брака к тому моменту уже умер.
15-й герцог
16-й герцог
Католический кафедрал Норича
эта панорамная фотка из Википедии, дальше - мои
Ну не прелесть ли? Я к нему побежала в первый же вечер, благо жила на той улице. Внутри было уже довольно темно и совершенно безлюдно, и я решила оставить фотографирование на дневное время. Как потом выяснилось, темно и безлюдно в соборе и днём.
читать дальше
Ну не прелесть ли? Я к нему побежала в первый же вечер, благо жила на той улице. Внутри было уже довольно темно и совершенно безлюдно, и я решила оставить фотографирование на дневное время. Как потом выяснилось, темно и безлюдно в соборе и днём.
читать дальше