Конечно, одно из самых привлекательных мест в таких-вот старинных монастырских постройках – галереи. В Сент-Жиле и они кажутся древними, но, на самом деле, им на целых 200 лет меньше, чем самым старым постройкам, их соорудили уже в пятнадцатом веке.
читать дальшеКак в то время жил госпиталь – история умалчивает, но, очевидно, жил вполне скромно и занимался тем, для чего и был основан, потому что разгон монастырей при Генри Восьмом его вообще не коснулся. Комиссары, разумеется, его осматривали, и с документацией знакомились, но не нашли ничего неясного, и никаких существенных богатств тоже не нашли. Поэтому Сент-Жиль оставили в покое целиком и полностью.
старая часть госпиталя
Но Большой Гарри, в общем-то, жил и умер католиком. Его отделение английской церкви из-под эгиды Святейшего Престола было, на тот момент, делом здравым, и сохранило много жизней, когда Европу стали сотрясать бури Реформации. Конечно, урон истории и искусству нанесён был, не говоря о том, что жизни тысяч были волевым решением монарха радикально изменены, но эти жизни были сохранены.
новый устав госпиталя
Тем не менее, царствование его сына обещало быть куда как более жестоким. К счастью для многих, оно оказалось коротким. Юный Эдвард приказал, чтобы все действующие монастыри были переданы лично ему. Чтобы никаких сомнений не оставалось, кто в государстве управляет церковью. Передали Эдварду Шестому и Сент-Жиль. В принципе, хотя госпиталь был госпиталем, он был при этом монастырским госпиталем, хотя и действующим по августинскому, «малообрядному» канону. Но Реформация отвергала существование Чистилища как такового, соответственно, ни о каких мессах о спасении душ речи при новом режиме быть не могло. Реформация также отрицала помощь святых в делах человеческих. А юный король был чрезвычайно радикальным реформистом.
Так что пришлось бы госпиталю плохо, если бы на его защиту не встал весь Норич. Отцы города недвусмысленно дали понять, что их лояльность и поддержка зависят от толерантности центральной власти к местным традициям. Они знали, за что боролись – в те времена королевство стало впадать в состояние бесправия и нищеты, каждый тащил, что мог, и улицы стали заполняться бездомными и обездоленными. Закрывать в такой ситуации социальное заведение из-за религиозных бзиков было бы сущим безумием. Сошлись, как водится, на компромиссе: Сент-Жиль не закрыли, а передали городской административно-духовной корпорации, но переименовали в 'House of the Poor People on Holme Street' (или просто 'God's House'), и дали ему новый устав.
новый устав изнутри
Госпиталь был обязан давать приют бездомным и бесхозным беднякам и калекам, и сорок женщин и сорок мужчин обязался содержать город. Администрация должна была состоять из куратора-викария, пастора по делам бедняков, приходящего священника, который заботился бы и о душах обитателей кутузки при Доме Гильдий, школьного наставника (очевидно, «новый» госпиталь продолжил образовательные функции) с парой ассистентов, и Мастера, который отвечал за управление всей организацией. В персонале оставили четыре сиделки и умельца, совмещавшего функции пекаря, пивовара и повара. Корпорация также наняла четырёх разнорабочих женского пола, которые занимались стиркой, уборкой, и купали больных обитателей госпиталя. Первые отчёты, которые новая организация передала городу, были вызывающе завёрнуты в выдранные из средневековых манускриптов каноны проведения служб.
такая вот обёртка
Изнутри госпиталь был несколько перестроен. Помещение средневековой больницы и алтаря было отделено от нефа двумя стенами, чтобы отделить мужчин от женщин. По нечаянной или задуманной иронии, женщины оказались в помещении бывшего алтаря, которое при католиках было доступно только для священников. Тем не менее, не все изменения были плохими. Новая система дымоходов и каминов/очагов значительно улучшила отопление помещений. Более того, впервые за 300 лет госпиталь нанял лицензированных медиков со стороны, поскольку старая система, где медицинское образование имели монахи госпиталя, обучавшие своему делу преемников, исчезла вместе с монастырями. На службе госпиталя состояли костоправ, цирюльник (то есть, некто типа фельдшера, проводящий мелкие операции типа обработки ран и наложения швов), и хирург, проводивший полостные операции и ампутации. Было это изменение к лучшему или худшему – каждый судит по- своему.
пример одной из блокирующих помещение стен, вид из нефа в сторону алтаря
За больными и резидентами, тем не менее, ухаживали, по-видимому, очень хорошо, потому что по финансовым отчётам видно, что для них закупались и вино, и корица. Хлеб, эль, солёная рыба (в основном, сельдь), твёрдые сорта сыра, овощи и фрукты, и молочные продукты – вот из чего состоял рацион обитателей 'God's House' в те времена, и это было совсем даже неплохо, если учесть альтернативу - жизнь и смерть на улице, в голоде и холоде.
такие альковы для обитательниц госпиталя дожили до 1980-х
Большой Госпиталь в Нориче - 2
Конечно, одно из самых привлекательных мест в таких-вот старинных монастырских постройках – галереи. В Сент-Жиле и они кажутся древними, но, на самом деле, им на целых 200 лет меньше, чем самым старым постройкам, их соорудили уже в пятнадцатом веке.
читать дальше
читать дальше