читать дальшеА потом Эдвард Четвёртый решил, что там-то и надо соорудить ему гробницу. А потом Ричард Третий переместил туда останки предшественника брата на троне. Генри Седьмой, по какой-то причине, этой «часовней» не занимался, зато его сын тоже планировал там свою гробницу. Но войска Оливера Кромвеля уровняли, на свой лад, всех. Сначала они просто ограбили церковь в 1642 году, а в 1643 закончили начатое, ободрав свинец с крыши и сокрушив всё, до чего руки дотянулись. Потом, разумеется, восстановили, что было возможно, но блеск Средневековья был утерян навсегда.
Разумеется, фотографировать было запрещено. Типа, королева приказала и вообще церковь действующая. Разумеется, внутри был полумрак. И, разумеется, за помощью можно было обратиться только к тем самым добровольцам. Причём, мне повезло налететь на тётку, которая дежурит раз в месяц и плохо слышит, вдобавок. Ну, после первых не слишком любезных реплик в адрес друг друга мы, всё-таки, разговорились. Дело в том, что она стала отправлять меня к захоронениям всяких там принцесс, королей и королев последнего времени, начиная с 1800-х годов. А я имела неосторожность брякнуть, что они мне абсолютно не интересны. А там ведь захоронены родители нынешней королевы. Так что реплика моя была, разумеется, более чем грубой для англичанки возрастом чуть моложе её величества. Единственное моё оправдание в том, что я была дико раздражена к тому времени запретами на фотографирование и армией наблюдателей. Хотя, по идее, своё раздражение надо держать при себе при любых обстоятельствах.
Когда-то он мог выглядеть так (есть иллюстрация в Книге Мучеников Фокса)
Тем не менее, в конце концов, эта доброволица, потеребив толстенную папку с материалами, безнадёжно воскликнула, что «здесь же под каждой плитой кто-то лежит!» - и сказала правду. Так что если собираетесь там побывать, выясните, чьё захоронение собираетесь увидеть. Его потом найдут в папке, и, по номеру, укажут место в реале. В плюсе для меня осталось то, что наша беседа происходила на хорах Сент-Джорджа, то есть там, где обычно сидят рыцари Ордена Подвязки. Сама бы я не посмела усесться на чужое место))) Все фото здесь будут сетевые, кроме внешних видов, разумеется. И ещё я так поняла, что теребить добровольцев вопросами довольно немилосердно. Среди них есть любители и знатоки предмета, но и они замордованы нескончаемым потоком людей, каждый из которых что-то спрашивает. А большинство просто наблюдают за порядком.
Итак, из захороненных в Виндзорском Сент-Джордже в этом дневнике фигурируют следующие:
Алтарь: Эдвард Четвёртый со своей Лиз Вудвилл и его предшественник, Генри Шестой. Если не знаешь, что ищешь, то можно проскочить мимо, не заметив. Такие невзрачные плиты в полу. По сравнению с этим, Ричард Третий действительно получит шикарную гробницу. Правда, что от неё останется через шесть сотен лет?..
Хоры: Генри Восьмой с Джейн Сеймур, которые, по сути, оказались в братской могиле.
А вот так монумент должен был выглядеть, если бы Большой Гарри не потерял вкус к жизни после казни Катрин Говард. Впрочем, кромвелевцы всё равно её бы угробили, так что...
Королевский склеп, пространство у западной двери оккупировано покойными членами нынешней королевской семьи, с 1800-х годов. Разумеется, то же самое с часовнями Георга Шестого и Альберта.
Сестра Ричарда Третьего, Анна Сент-Легер, захоронена в приватной часовне Рутлендов, вместе с самим Сент-Легером, но от них там остались только гербы на витражах, да табличка на стене. А вот гробница их дочери, тоже Анны, и её супруга лорда Руза, вполне себе сохранилась.
Там же захоронен и Чарльз Брэндон. Наверняка и он был захоронен великолепно, но сейчас от его гробницы осталась только табличка.
Полный абсурд запрета на съёмку особенно заметен в ютубе. В сети есть только паршиво отсняты конрабандные фрагменты, но и по ним видно, к какой красоте нас лишают визуального доступа.
А ещё я нашла дом "Подкова", который был построен в 15-м веке, и где сейчас живут служители часовни:
И познакомилась с единорогом: