За век до того, как Фиоре написал свой манускрипт, тактика ведения больших сражений радикально изменилась. Отлично натренированная инфантерия стала методично побеждать феодальную рыцарскую элиту - Кортрейк/Куртре в 1302 году (фламандцы против французов, так называемая Битва Золотых Шпор), Бэннокберн в 1314 году (шотландцы победили англичан), Креси в 1346 и Пуатье в 1356 (англичане победили французов).
Битва Золотых Шпор
читать дальшеДа, в случае Креси и Пуатье самую заметную роль сыграли лучники, но ведь большую часть работы сделали именно пехотинцы, и благодаря простейшему изобретению - режущему/колющему/рубящему оружию, насаженному на длинные палки. Изобретение, прямо скажем, не новое, но по какой-то таинственной причине слабо до определённого момента применявшееся.
То ли стратеги и тактики долго находились под глубоким впечатлением от мощи бронированной громады, скачущей на бронированной же животине, то ли военная элита была слишком влюблена в саму себя для того, чтобы уделить какое-то внимание инфантерии. Но факт остаётся фактом: хорошо известный, находящийся в небрежении дивайс вдруг превратился в эффективное оружие. Вариаций было несколько - боевые топоры, вульжи, глефы (glaives), алебарды, поллэксы (секиры), и т.д.
Битва при Бэннокберне
В мире Фиоре дей Либери наиболее популярными стали поллэксы, которые, кроме войны, использовались в юридических дуэлях и неожиданно вошедших в моду пеших турнирах. Причём, поллэкс считался оружием не менее благородным, чем меч. Позиции в сражении с использованием поллэкса идентичны позициям с использованием меча.
Сам же Фиоре больше всего из этого типа оружия уважал старое доброе копьё. С ним можно было атаковать, им можно было отражать атаки (особенно итальянской версией копья, наконечник которого имел у основания два металлических шипа), и, разумеется, в пешей схватке его можно было использовать как рычаг. Не говоря уже о том, что в схватке можно было использовать оба конца копья.