Помимо Бекета, Кентерберийский собор известен тем, что там совершенно уникальные, старющие витражи 12-13 века. Во время Второй мировой, почти все они они были сняты и укрыты, за исключением тех, которым было всего-то лет сто. Тем не менее, именно в Кентерберийский собор не попало ни одной бомбы, что рассматривается явным чудом. Бомбить-то бомбили, после одной бомбёжки вокруг было шестнадцать воронок. Но попаданий не было.
Это - самый знаменитый, пожалуй, витраж собора, который называют "предки". Кто-то, когда-то, вывел родословную Христа до самого Адама. Но даже не это самое главное. Главное в том, как изображен Адам. Говорят, что это - единственное изображение такого рода, на котором герой что-то делает. Копает, в данном случае. Я полагаю, что именно с этого изображения пошел девиз лоллардов "Когда Адам пахал, а Ева пряла, где был дворянин?" ("When Adam delved and Eve span, Who was then the gentleman?".
Копающий Адам - в центре. На фотографии заметила, что под всеми персонажами нижнего ряда почему-то расположен герб с львами и лилиями. Не думаю, что в 12-м веке Адама причислили к королевской фамилии. Тут что-то другое. По витражам Кентербери написана куча исследований, так что интересующихся деталями переадресовываю к ним.
читать дальшеЕщё меня заинтересовал витраж в chapterhouse (капитуляр?). Это комната, где каждое утро проходило распределение дневной работы, а сначала читали какую-то часть из Писания. Разумеется, в наши дни там только голые стены и пустые ниши, но когда-то всё было по-другому. В центре, на каменном "престоле" сидел аббат, рядом с ним ниши занимали другие администраторы, а по бокам, к каждой нише, стояли рядовые монахи. Так вот, удивительно, что как раз над креслом аббата красуется портрет Большого Гарри, который всю эту братию отправил в мир.
Поскольку вокруг всё больше церковные деятели на этом витраже, то я полагаю, что Гарри сюда попал не как король, а как "Защитник Веры". Этот титул он носил с 1524 года.
А ещё там чудесный потолок! Это - дерево, ирландский дуб, вероятно. Из Ирландии материал был, в любом случае.
Из галереи есть хороший вид на бывшее общежитие монахов, которое было частично разрушено в те же лихие времена, когда монахам предложили или идти работать, или получать пенсию-содержание, или уехать из Англии в какой-нибудь континентальный монастырь своего ордена. Помещение это интересно тем, что оно - старше, оно построено ещё в норманнском стиле (круглые окошки).
Странно, что гид ничего не сказала про архиепископа Ансельма. На мой взгляд, монумент в его честь поставлен очень подходящий, выражающий суть этого упрямца. Новодел, конечно, потому что где находятся настоящие останки Ансельма - никто не знает. Их просили из протестантской Англии в католическую Италию в 1752 году, и тогдашний архиеписком был бы рад расстаться "с гнилыми останками", охарактеризовав Ансельма как "a Rebel to his King, a Slave to the Popedom, and an Enemy to the married Clergy ".
Рядышком с Ансельмом трогательно изображены и Вильгельм II Руфус, с которым он ссорился, и Генри I, с которым он тоже ссорился.
Из остальных захоронений я выделила два, за их персональность. Уильям Вархам, у которого были чрезвычайно непростые отношения с Большим Гарри, лучше определяется своим надгробьем, нежели общеобразовательными статьями:
А надгробье Генри Чичеля, который стал архиепископом в 1414 году, просто покорило меня своей помпезностью. Собственно, как архиепископ он не сделал ничего исключительного (правда, он крестил Генри VI), зато какое надгробье! Кадавр как он есть. И наряднейшие колонны у изголовья и ног.
И ещё несколько красивостей.
Во-первых, самая высокая точка потолка собора:
И два современных витража.
Ну и так, всячина, приковавшая моё внимание.