Ну как аббатство... В аббатстве всё было спокойно. Поэтому продолжаю про окружающий аббатство мир.
Биография следующего архиепископа, Юста Кентерберийского, любопытна тем, что Августин сделал его епископом, хотя тот никогда не имел монашеского чина. И его сопровождение тоже не было монашеским.
Икона с изображением Юста Кентерберийского
читать дальшеЮст был во второй группе «римлян», которая прибыла в Кент около 601-го года, с книгами и прочими нужными для монастыря вещами. Далее, Рочестер, который находится совсем недалеко от Кентербери и куда Юста послали епископом, был тогда «городом» одной-единственной улицы. Зато эта улица было улицей в военном укреплении, потому что Рочестер всегда был стратегически ключевым городом.
Этельберт выделил Юсту земли под церковь около Рочестера, и предупредил своего наследника и соправителя Эдвальда, что собор должен быть заложен. Возможно, часть современного кафедрала в Рочестере, который находится как раз напротив крепости, включает части того, старого здания.
Рочестерский собор
Всё это время архиепископы Кентербери, епископы Кента и монахи монастыря св. Августина (тогда ещё носившего имя монастыря св. Петра и Павла) активно участвовали в вывертах политики франков. И Юст, и Меллитиус, и аббат Джон участвовали в парижском заседании, которое провёл в 614 году Хлотар II. Политика франков в то время стала складываться невыгодно для Кента, и духовенство решило повлиять на ситуацию. И именно у Хлотара Юст с Меллитиусом нашли приют, когда Англия временно вернулась на путь язычества. Хотя потом Юст в Рочестер вернулся.
Хлотар II
В качестве архиепископа, Юст назначил первого епископа в Йорк, и сопровождал Этельбург, сестру короля Эдбальда Кентского, в Нортумбрию, где она стала второй женой Эдвина Нортумбрийского, которого потом назовут Эдвином Святым.
Поскольку в Аббатстве св. Августина все эти годы не происходило решительно ничего драматического (что говорит о том, что аббатством руководили хорошо), я займу этот период историями похождений королей.
Король Эдвин Нортумбрийский
Так вот, Эдвин. Невероятно романтический персонаж. Представьте себе юного принца, чью власть захватил злой родственник Этельрик в 588 году. Почему захватил – понятно, Эдвину, наследнику престола, было тогда ровно три года. Какой из него король? Что характерно, в историю этот Этельрик ворвался как бы ниоткуда, и довольно скоро снова исчез, словно в никуда. Не известно даже, кем он был. Зато в 604 году Нортумбрию подчинил себе король Берниции, Этельфрит. Женившись на сестре принца Эдвина.
Принцу было уже девятнадцать, из которых он шестнадцать лет мыкался по чужим углам. Успел он пожить и в Уэльсе, и в Мерсии у короля Керла (где женился на дочери своего покровителя, Квенбурге), и, в конце концов, осел у бретвальды, то есть - у Редвальда. Остальные короли ставшего очень могущественным Этельфрита просто-напросто слишком боялись, чтобы защищать от него Эдвина. Редвальд не боялся, но большого смысла ломать копья за Эдвина не видел. Этельфрит предлагал ему большие деньги за то, чтобы он убил своего подопечного, и Редвальд рассматривал этот вариант с большим интересом, пока жена не сказала ему, что ничего подобного он не сделает – не по чести бретвальде предавать того, кто находится под его защитой. Как мы знаем, жену Редвальд слушался. Поэтому Эдвин выжил.
Редвальд
В конце концов, Редвальд решил вопрос конфликтующих интересов радикально: сразился с Этельфритом и победил. И принц вернулся из изгнания в своё королевство, и стал могущественным королём. Таким могущественным, что когда Редвальд умер, бретвальдой англосаксов стал именно Эдвин.
История принца проливает свет на поведение потомков королей-христиан Кента и Эссекса. В 613-м году король-узурпатор Этельфрит одержал решающую победу над бриттами, в битве при Честере. И как раз перед битвой, он в первую очередь истребил монахов местного монастыря, которые пришли морально поддержать своих воинов. Это были «кельтские» монахи, конечно. Те самые, которым Августин и прочие прибывшие из Рима миссионеры пытались объяснить, что «если вы не объединитесь с нами, вы все погибнете от руки англосаксов». То есть, к моменту смерти христианских королей Кента и Эссекса, будущее Англии, с точки зрения их преемников, было языческим.
Избиение монахов
А потом Редвалд в 616 году взял, да и разбил наголову Этельфрита. Не ради Эдвина, нет. Просто Этельфрит стал угрожающе силён, а вот Эдвин на месте Этельфрита оставался бы в долгу благодарности.
После того, как Этельфрит был разгромлен в битве, где он и сам погиб, всем стало хорошо. Кроме его сыновей, конечно, которые бежали к гостеприимным валлийцам. И теперь можно было определиться, куда двигаться дальше и в вопросах веры. Сам-то Редвальд был христианином хотя бы отчасти, но не это, наверное, сподвинуло Эдбальда вернуться под сень креста. Скорее всего, именно присутствие при его персоне Лаврентиуса, и брак с христианкой из франков, склонили его именно к этой линии. Но что означало в то время стать христианским королём или королевой? Не бочку варенья и корзину печенья, а работу. Работу по распространению христианства.
И вот Юст Кентерберийский отправился сопровождать сестру Эдбальда к её будущему мужу. Условием было крещение Эдвина, разумеется.
В общем, недавний изгнанник получил королевство, принцессу и стал героем. Сказка на этом закончилась бы, но жизнь – это не сказка.
Аббатство св. Августина/3
Ну как аббатство... В аббатстве всё было спокойно. Поэтому продолжаю про окружающий аббатство мир.
Биография следующего архиепископа, Юста Кентерберийского, любопытна тем, что Августин сделал его епископом, хотя тот никогда не имел монашеского чина. И его сопровождение тоже не было монашеским.
Икона с изображением Юста Кентерберийского
читать дальше
Биография следующего архиепископа, Юста Кентерберийского, любопытна тем, что Августин сделал его епископом, хотя тот никогда не имел монашеского чина. И его сопровождение тоже не было монашеским.
Икона с изображением Юста Кентерберийского
читать дальше