Здесь интересна разница между двумя поколениями. Варвик и Йорк досадуют на короля, считая, что его слабость приносит стране вред. Но они понимают особый склад души этого человека. Поэтому, когда Йорк уже сидит на троне, он внезапно уступает его этому несчастному человеку, оставшемуся в одиночестве, преданному и презираемому самыми близкими людьми, соглашаясь на роль всего лишь наследника - и намерен держать своё слово. Поэтому Варвик плачет, глядя на встречу одичавшего в заключении короля, со взрослым уже сыном. Эта сцена вообще потрясающая, и проходит практически без слов.
читать дальшеЧто касается молодого поколения, к которому относится и королева Маргарет, то они беспощадны. Они рвутся к власти, сметая на своём пути всех. И наслаждаются возможностью покуражиться своей силой. Маргарет издевается над пленным Йорком, сыновья Йорка поиздевались бы над смертельно раненым Клиффордом, если бы тот ещё был способен реагировать на издевательства.
Не знаю, случайность ли эта, но Ланкастеры, включая маленького Генри Тюдора, красивы, Йорк и Варвик величественны, а вот младшее поколение Йорков удивительно неказисто. Старший, Эдвард, какой-то блеклый. И реагирует блекло. Его интерес к Элизабет Вудвилл выглядит капризом от скуки. Он отправляет пленных на виселицу, чтобы поскорее покончить с судебной тягомотиной. И оживляется только при мысли, что с делами, наконец-то, покончено, и теперь можно повеселиться. Какая уж там "роза Руана", скорее - бледная поганка.
И даже Лиз здесь ему досталась не первой свежести.
Что касается Кларенса, то у него мало того что облезлый вид, так он ещё и выглядит подлым.
Про Ричарда и вовсе доброго слова не скажешь, прямо-таки демон во плоти.
Может, именно поэтому Шекспир и наградил его таким массивным набором деформаций? Ричард - самый энергичный из троих. Он наделён умом, умением разбираться в бумагах, он понимает искусство управления и манипуляции. Такой контраст с поверхностным Эдвардом, и с Кларенсом, у которого хз каким мысли мелькают в этих водянистых глазах. Значит, быть ему умным дьяволом, и хромым, как дьявол.
Сравниваем с королём Генри, который красив и в безумии, и в смерти.
А самая зрелищная сцена - это когда королева Маргарет поджигает дом Йорков в самом прямом смысле слова.