В принципе, прелесть этой серии в том, что она не имеет никакого отношения к Ричарду III. Перед нами история некоего адссского гибрида паука и аспида, уродливого телом и ужасного духом. Он не только горбат, он ещё и сильно хром, и левая рука у него практически не действует. Его никто не любит, и он не любит никого. То есть, перед нами - история глубокого инвалида, перехватившего трон у тех, кто считал себя лучше его, и павшего, в конце концов, под тяжестью проклятья.
читать дальшеБезусловно, лучшие за весь сериал сцены с королевой Маргарет, которая здесь действует как макбетовская ведьма, показывая всем в зеркале их судьбу, и проклиная их. Ночные кошмары Ричарда, в ночь перед Босуортом, тоже идут через зеркало Маргарет, и, умирая, он тоже видит только то, что видел в зеркале в момент проклятья - умирающего на поле боя себя.
Безумно хороша Маргарет и в сцене над могилами принцев, с Элизабет Вудвилл и герцогиней Сесилией. Там она даёт рецепт для того, чтобы возненавидеть Ричарда смертельно - преувеличить достоинства погибших, и преувеличить злодейства Ричарда. Как мы знаем, рецепт сработал достаточно успешно.
Женщины вокруг Ричарда, кстати, показаны в пьесе не в самом лучшем виде. Родная мать проклинает его, по большей части, потому, что он получился неудачным, но пережил более совершенные образцы. Анна принимает кольцо Ричарда над могилой невинно убиенного Генри VI, над которой она рыдала, и над которой проклинала того, чьей женой согласилась стать. Элизабет практически над могилой сыновей соглашается выдать свою дочь за Ричарда, и позволяет ему поцеловать себя. И каждый раз Ричард буквально немеет от изумления и отвращения. "Пустая, тщеславная баба!"
Дамы сыграли безукоризненно.
Порадовал Бэкингем. Он здесь - не пузатый, наглый, грубый лорд, каким его обычно рисуют. Его показали практически ровней Ричарду почти во всём, кроме решимости идти до конца. Он просто не понимает, до какой степени серьёзен Ричард. После сцены с горожанами, которых эти двое обвели, как лопухов, Бэкингем смотрит на Ричарда, насмешливо приподняв брови - дескоть, видал дураков? И наталкивается на абсолютно серьёзный, яростный взгляд. Бэкингем забавлялся, Ричард же сражался за то, чтобы получить высший приз.
Ну и ещё мы видим героического Генри Ричмонда, речи которого явно перекликаются с речами Генри VI. Мы видим милашку Стэнли, и добряков Мортона и Гастингса. Впрочем, Гастингс не настолько добр, чтобы не порадоваться вести о казни Риверса и Грея.
Финальной сцены, с коронацией Ричмода,я в картинках не нашла, так что пусть будет картинка с Ричардом на троне. Впрочем, финальной сценой была королева Маргарет, стоящая, как жрица смерти, над сотнями мёртвых тел на поле Босуорта.
Я не знаю, какой может выглядеть эта серия для тех, кто знает лишь, что был такой король. Но лично я, простите, треть фильма прохихикала.