На средневековые захоронения, сохранившие на себе краску, и не изуродованные топорами железнобоких Оливера Кромвеля, внимание обращаешь автоматически. Как правило, их "помиловали" по какой-то особой причине. В случае с сэром Джоном де Бьючампом, причины я не знаю. Он был любимцем короля Ричарда II, быстро и на зависть всем врагам, сделавшим карьеру, арестованным Лордами-Апеллянтами, и бесцеремонно казненным в 1388 году. Может, дело было в том, что он сам был избран в парламент аж дважды? Или дело в лебедях, включенных в изображение?
читать дальше
Вот интернетное фото именно лебедя:
Собственно, табличка, которая висит у гробницы, не соответствует, судя по всему, истине, а просто отражает временную победу партии, которая считает, что это - захоронение сэра Джона Бьючампа из Повика, и его жены, леди Элизабет.
Но практически наверняка, это изображение именно сэра Джона де Бьючампа из Холта, о котором шла речь раньше, и его жены Джоан. Потому что именно к Бьючампу из Холта лебеди имеют прямое отношение.
Он имел в родословной последнего из Атвудов, а с Атвудами связана легенда, что один из них был в крестовом походе, и попал в темницу, где провел столько лет, что его жена, думая, что муж погиб, решила снова взять себе мужа. Но утром рокового дня какая-то пастушка нашла на лугу возле замка спящего мужчину в кандалах, и позвала свою леди. Леди, как водится, мужа через столько лет и испытаний не узнала, но его узнала собаки, сопровождающие леди. Так вот, этот незадачливый крестоносец сказал, что еще вечером он помолился в темнице, и ему явился ангел, успокоивший его словами, что все будет хорошо. А потом рыцарь заснул, и проснулся уже на лугу возле своего замка. И было у него чувство во сне, словно по воздуху его перемещели какие-то дивные лебеди. Вот поэтому на гробнице лебеди, а в ногах пары - и правда "собачки", которые и узнали хозяина.
Так вот, возвращаясь к "железнобоким". У них была привычка стирать лица старым монументам, и отрубать им руки, сложенные в молитвенном жесте. Единственным исключением были крестоносцы, побывавшие в Иерусалиме и, по-видимому, их потомки. В остальном же, солдаты Кромвеля вели себя в роялистском Вустере согласно привычке: кафедрал был превращен в конюшню и казармы, все витражи были разбиты, всё вокруг было изуродовано. Так что хотя витражей в Вустерском кафедрале сколько угодно, все они сделаны во времена после Реставрации. Несколько найденных старых осколков были вставлены в новые витражи.
А когда-то прямо на землях кафедрала стоял Вустерский замок. Построил его шериф Вустера, Урс д'Абетот, и построил так неудачно, что наружный двор замка проходил через кладбище монахов приората. За это тогдашний епископ Урса проклял: "Thou are called Urse. May you have God’s curse". Но проклятие епископа оказалось каким-то слабым, потому что Урс стал только сильнее, и получил еще больше власти. Следующий епископ, св. Вульфстан, поссорился с Урсом, когда тот оттяпал земли у Азура, родственника одного из предыдущих епископов. Те земли принадлежали, строго говоря, не Азуру, он арендовал их у Эвешемского аббатства, и Вульфстан считал, что Урс не имеет на них никакого права. По поводу чего Урс, разумеется, имел свое мнение, и земли аббатству возвращать не собирался. Вместо этого он решил подвинуть самого Вульфстана, который ещё не был, разумеется, святым, а просто епископом с несколько сомнительным в политическом смысле прошлым.
Дело в том, что Вульфстан был человеком король Харольда Годвинсона. А Урс - молодым и жадным до денег и власти норманном, пришедшим в Англию вместе с Завоевателем. Но Вульфстан был епископом настоящим, ведущим мощную социальную работу и выступающим против рабства и торговли рабами, за что был замечен умницей Лафранком, который пристегнул его к своей работе в завоеванной Англии, и пристегнул так хорошо, что во время восстания против Завоевателя, Вульфстан организовал местное ополчение и поддержал норманнов. Так что во времена величия Урса д'Абетота именно Вульфстан был второй силой в Вустере. Их столкновение было неизбежным. Но всё закончилось ничьей.
Что касается проклятия, которое подтвердил и Вульфстан, то оно не сработало. Урс умер в весьма почтенном возрасте лет семидесяти, и его пост шерифа унаследовал сын Роджер, на дочери которого женился первый из Бьючампов, которые стали новой властью в Вустере, да такой, что на Пасху 1217 года король счел нужным вернуть те земли замка, которые когда-то принадлежали приорату и кафедралу, епископу Вустера Сильвестру, а укрепления взять под свою руку, чтобы это влияние ослабить. Замок был со временем заброшен, и окончательно разобран в 1800-х годах. Остались лишь ворота, ведущие на территорию кафедрала, под названием Edgar Tower, да и те были перестроены до нынешнего вида в 1369 году. И, разумеется, реставрированы буквально в наше время, в 2014-2016 годах. Вот их видно хорошо в общем ансамбле:
Вообще, вся внешняя часть самого кафедрала была облицована заново викторианцами, а башня перестроена во время Второй мировой войны, на ней стояла зенитка.
Мне остается только показать главный алтарь собора, с главной и тыльной стороны, и я не знаю, с какой он красивее.
Вустерский кафедрал - странные захоронения
На средневековые захоронения, сохранившие на себе краску, и не изуродованные топорами железнобоких Оливера Кромвеля, внимание обращаешь автоматически. Как правило, их "помиловали" по какой-то особой причине. В случае с сэром Джоном де Бьючампом, причины я не знаю. Он был любимцем короля Ричарда II, быстро и на зависть всем врагам, сделавшим карьеру, арестованным Лордами-Апеллянтами, и бесцеремонно казненным в 1388 году. Может, дело было в том, что он сам был избран в парламент аж дважды? Или дело в лебедях, включенных в изображение?
читать дальше
читать дальше