Церковь в Файрфорде аббатство получило только в 1314 году, по лицензии от Эдварда II, но к тому времени аббатство было настолько ослаблено свалившимися на него несчастьями и случившимся пожаром, что ещё и в 1332 году папе Иоанну XXII пришлось напомнить епископу Вустера, что Тьюксбери имеет его лицензию на Файрфорд уже 60 лет, а воз и ныне там. Но дела не улучшились ни к 1347 году, когда в монастыре, по записям, осталось всего 37 монахов, ни к 1378 году, когда в аббатство приехал с инспекцией Генри Вэйкфилд, епископ Вустерский.
читать дальше
Всё было неладно в аббатстве - аббат не подвел годовой финансовый балланс, в больнице не было врача, и за больными никто особенно не ухаживал. Хлеб был дурен и плохо выпечен, эль слишком слабым и слишком молодым, а послушники образовывали клики, уважающие одних монахов и гнобящие других. Впрочем, их образованием, как и образованием молодых монахов, никто не занимался - монастырская школа бездействовала, не имея учителя. Монастырский постоялый двор, где размещались друзья и благодетели аббатства и родственники монахов, содержался отвратительно - помимо того, что еда была ужасна, там не было достойной посуды, салфеток, полотенец, потому что монастырь не удосужился нанять постоялому двору хозяина, а доходы от церкви в Эмпни Крусис, которые были предназначены для расходов на гостеприимство, тратили на совершенно другие статьи. Епископ велел, конечно, исправить все упущения, но не известно, было ли что-то сделано.
А ещё у монахов была привычка раз в году переезжать в своего рода "загородный дом" The Mythe, с воскресенья по пятницу - для поправки здоровья. С точки зрения епископа, для монаха такой отдых был совершенно непозволительно долгой роскошью, и обязал братию довольствоваться обычным доступным им комфортом.
Похоже на то, что аббатству не слишком везло с аббатами, которых монахи выбирали из своей среды. Не лучшая практика для монастырей со слабыми моральными устоями. Объективных же причин запускать дела у аббатства не было. Три лорда было у Тьюксбери, и все три дома - де Клеров, Деспенсеров и Бьючампов - были к аббатству щедры и лоббировали его интересы перед королями.
Очевидно, Роберт Фиц-Хэмон, Хью Деспенсер II, Гилберт де Клер II, и Роберт Глостерский, но не рискну утверждать, кто есть кто, так как на троих знаки де Клеров по определенной причине
Тот же витраж из сети, потому что на моей фотографии видно только, что там витраж, но не то, что на нем изображено.
К де Клерам патронаж на аббатством перешел от Фиц-Хэмонов, через правнучку Роберта, Амис. Семейство это было беспокойное и довольно часто в контрах с властями. По причине чего власти периодически показывали де Клерам их истинное место. Например, волевым папским решением расторгнув брак Амис и Ричарда де Клера, причем самой Амис тогда было уже 38 лет, и она была почтенной матерью четырех детей, старшему из которых, Гилберту, самому было 18. Кое-как с папской курией договорились, но не так уж много понадобилось времени, чтобы Ричард влез в контры с королем Джоном, да ещё и вместе со старшим сыном, за что их и отлучили от церкви папским интердиктом в 1215 году. Таким образом, потеряв всё, они выступили на стороне дофина Луи Французского, которого тогда прочили на английский трон - и проиграли. Судя по всему, Ричард в 1217 году погиб, а Гилберт был взят в плен Уильямом Маршаллом.
Гилберту с пленением крупно повезло, потому что, в результате, он женился на дочери Маршалла. Это про его внука, Гилберта де Клера II, говорили, что он изменил курс английской истории, приняв во время битвы при Ившеме в 1265 году сторону короля против Симона де Монфора. Если точнее, то Рыжий Граф, как его называли, выступил на стороне принца Эдварда, будущего Эдварда I, и не так уж неожиданно, поскольку с возгордившимся де Монфором он перед этим всерьез поссорился. Сложным он был человеком. Короля Генри III он не любил совершенно открыто, даже не явился на заседание парламента после примирения, но вот Эдварду он был предан. Предан до такой степени, что даже дал развод своей первой красавице-жене Алисе де Лузиньян, которая всю жизнь любила Эдварда, и даже, поговаривали, стала его любовницей, воспользовавшись папским интердиктом. Конечно может быть и так, что Рыжий Граф разошелся с женой просто для того, чтобы жениться на дочери своего героя, Джоан Акрской. Ведь, в конце концов, Эдвард любил свою жену Элеанору Кастильскую, и расставаться с ней не собирался. Интрижка с Алисой случилась в период, когда Элеанора была во Франции. В результате, бедняжка Алиса оказалась единственной полностью проигравшей стороной в этой истории, и умерла сразу после того, как её развод был подтвержден папой.
На этом изображении от 1265 года знак де Клеров ещё на стороне сил Сатаны
А Гилберт и Джоан жили счастливо, и это их дочь Элеанор принесла патронаж над аббатством Тьюксбери в семью Деспенсеров. Кстати, поженились Элеанор и Хью-младший ещё в 1306 году, в царствование Эдварда I, который дал внучке в качестве свадебного подарка астрономическую сумму в 2 000 фунтов серебром. Естественно, Элеанор вошла и в ближний круг нового короля, Эдварда II. Судя по всему, брак Хью и Элеанор был все-таки браком удивительно удачным. Но всё изменилось, когда король женился на французской принцессе и впустил беду в дом.
Три лорда Тьюксбери - де Клеры
Церковь в Файрфорде аббатство получило только в 1314 году, по лицензии от Эдварда II, но к тому времени аббатство было настолько ослаблено свалившимися на него несчастьями и случившимся пожаром, что ещё и в 1332 году папе Иоанну XXII пришлось напомнить епископу Вустера, что Тьюксбери имеет его лицензию на Файрфорд уже 60 лет, а воз и ныне там. Но дела не улучшились ни к 1347 году, когда в монастыре, по записям, осталось всего 37 монахов, ни к 1378 году, когда в аббатство приехал с инспекцией Генри Вэйкфилд, епископ Вустерский.
читать дальше
читать дальше