Для начала, ещё одно мнение специалиста о далматике. По мнению Дороти Шеперд из Кливлендского музея искусств, в одиннадцатом веке ткань, из которой изготовлен далматик, просто не могла существовать. По её мнению, эта ткань определенно относится к XIII веку, причем ко второй части этого века. Так что, если ей верить, императрица Матильда имеет только весьма непрямое отношение к далматику. Она действительно могла познакомиться со св. Этьенном в 1121 году. Во всяком случае, она активно спонсировала строительство церкви в аббатстве, им основанном, и даже дожила до ее освящения в 1166 году. Но сам далматик был, по-видимому, привезен каким-то паломником из Сантьяго-де-Компостела уже для мощей святого. Таким образом, реликварий, куда была помещена берцовая кость св. Этьенна и, позднее, далматик, старше самого далматика.
Высота 0,63 м, ширина 0,735 м, глубина 0,26 м. Изготовлен между 1180 и 1200 годами.
читать дальшеПосле того, как орден грандмонтинцев исчез, реликварий с мощами и далматиком передали в Амбазак (около 1793 года), а использовался он в последний раз в 1738 году, представьте. Вообще, исследование исследованием, а из французского текста у меня создалось впечатление, что далматик относят не ко временам св. Этьенна именно по той же причине, по которой с самого начала усомнилась и я: св. Этьенн проповедовал для своего ордена крайнюю бедность. Более того, он жил как учил - в бедности. Соответственно, такую роскошную, бросающуюся в глаза вещь, как далматик, он бы использовать не стал. Но я просто крайне скептически отношусь к установлению жестких границ в отношении того, что могло или не могло быть изготовлено в какой-то период, причем с точностью до ста лет. То, что к тринадцатому веку относятся ткани из захоронений в Бургосе, не говорит о том, что такой тип тканей не мог существовать в другом месте в двенадцатом веке. В конце концов, если орден грандмонтинцев чем-то поражает, так это количеством драгоценых реликвий, который он ухитрился собрать, начиная с частички Истинного Креста уже в 1170-х. Думаю, если где-то существовала какая-то желанная для грандмонтинцев диковина, они имели возможность её получить - с таким-то покровительством!
В любом случае, впервые далматик реставрировали к выставке Trésors des Eglises de France в 1965 году (до этого он просто хранился в шкафу, в церкви св. Антуана в Амбузаке). Провела реставрацию Маргарита Классен-Смит, как могла на то время. Вообще, в 1960-х целью реставрации объектов было восстановление их первоначального состояния, и придание им эстетического вида. Для ремонта старого текстиля без колебаний повторно вышивались узоры, выцветшие от света, или чинилась изношенная ткань. Далматик, в частности, был зашит шелковыми нитями на местах разрыва. В некоторых местах льняные нити основы, которые стали видимыми, были просто-напросто окрашены.Тяжелые же времена, которые пришлось испытать этой стариной вещи, были следствием совершенно неправильной выставки 1976 года. И влажность оказалась слишком высокой, и сам далматик слишком тяжелым для той вешалки, на которую его повесили, и точечное освещение привело к выцветанию отдельных участков.
После того как одежда была разложена на плоскости, выяснилась ещё одна проблема. Оказалось, что поверхность далматика очень нерегулярна и проявляет "волновые" эффекты. При удерживании в вертикальном положении его нижняя часть образует большой карман. Эта деформация, по-видимому, происходит не столько из-за низкого качества первоначальной строчки, сколько из-за льняной подкладки, которая не выполняет надлежащим образом свою поддерживающую функцию. Она была прикреплена к далматику очень неравномерными шками, поэтому тяжесть ткани создала со временем значительные напряжения в точках стыка.
К этим напряжениям добавились те, которые присущи самой структуре ткани. При таком типе плетения, льняные основы будут тереться и постепенно повреждать более хрупкие шелковые. Прогрессивный сдвиг шелковых утков, освобождающих льняные основы, будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Постепенное исчезновение шелковых утков делает соотношение льна и шелка все более неравным.
Соответственно, более современная реставрация, которая началась ещё в 1994 году, пошла путем более медленным, но намного более основательным.
Документация
Схема далматика была составлена для каждой стороны. В частности, были собраны все следы швов, в том числе и тех, которые не были бы сохранены при последнем ремонте (в то время вмешательства по «восстановлению» не были зарегистрированы в отчете). Были произведены и зарегистрированы замеры каждой части. В 1994 году, далматик был 139 см в высоту и 154 см в ширину. Таким образом выяснилось, что после предыдущего исследования, проведенного Дороти Шепард в 1959 году, произошли изменения. Тогда далматик был 131 см в высоту и 159 см в ширину. Деформация одежды может быть объяснена отсутствием поддержки и влажностью окружающей среды.
Дереставрация
Остатки старой реставрации
После того, как меры предосторожности, чтобы избежать исчезновения информации, были предприняты, подкладка была отделена от одежды. Снятие подкладки преподнесло реставраторам приятный сюрприз: обратная сторона ткани, отлично сохранившаяся от света и частично от износа, сохранила свой первоначальный вид. Хроматический контраст остался очень четким и позволил представить визуальный эффект такого предмета одежды в средневековой литургии.
Подкладка из разорванного во многих местах черного крепина служила опорой после последней реставрации. Её удалили, так же как заплатки на ткани, некоторые из которых были окрашены и посажены на ткань клеем, который оказался обычным клеем для обоев. После нескольких испытаний, растворителем, который оказывается наиболее эффективным для его размягчения и освобождения от него ткани, оказался этанол (растворитель из семейства спиртов), наносящийся кистью и удерживающийся в компрессе промокашками. Также были очищены и окрашенные во время предыдущей реставрации льняные нити - ватными дисками, пропитанными деминерализованной водой. К сожалению, даже после очистки остатки клея и красок остались в волокнах, полностью удалить их не удалось. По тому же принципу был демонтирован воротник: каждый фрагмент пронумерован, и позиция каждого отмечена. Многочисленные повторы, выполненные с помощью шелкового шнура и покрывающие довольно большую площадь, были обрезаны, а нити аккуратно извлечены плоскогубцами.
Очистка
Микроаспирация ткани с использованием хирургического аспиратора, снабженного биологическим фильтром, позволила устранить часть мицелия плесени и пыль, попавших в оболочку плетения. Это также позволило произвести тщательные наблюдения за структурой, и идентифицировать ослабленные места.
Все детали были измерены и перенесены на кальки, использованные для изготовления полистирольного носителя-поддержки. Эта поддержка, после завершения, будет находиться внутри одежды. Во время же чистки водой, она образует эффективную опору, ограничивая движения ткани, которая становится еще более хрупкой при намокании. Наиболее изношенные детали покрыты нейлоновой сеткой, сшитой большими швами. Подготовленная таким образом деталь помещается в резервуар, затем постепенно покрывается деминерализованной водой, в которую добавляется нейтральное «мыло» в очень низкой концентрации. После многих полосканий, одежду оставили сохнуть. Осмотр боковых швов показал, что они не были оригинальными, поэтому их сняли, чтобы позволить ткани выровняться. Свободные нити и потертые края щелей закрепили портновскими иглами.
Стеклянные пластины, утяжеленные свинцом, удерживают обод и ослабленные детали на месте, а вентилятор холодного воздуха ускоряет высыхание. Льняная подкладка очищается с использованием того же процесса.
Укрепление
Честно говоря, эта часть для меня настолько темна по смыслу, а гуглоперевод настолько коряв, что я даже не буду её копипастить.
Смысл заключается в том, чтобы остановить износ шелка, закрепить льняные нити, и восстановить четкость рисунков. Поэтому каждую панель далматика наложили на шелковый холст, окрашенный по процессу, гарантирующему максимальную устойчивость к свету и влажности. А повреждения тканей восстановили техникой, напоминающей технику "trattegio", используемую для реставрации настенных росписей.
Сохранение
Реставрированный далматик разместили в витрине из армированного стекла и ясеня, где каким-то хитрым способом обеспечили и циркуляцию воздуха через ткань, и постоянное равномерное освещение извне, то есть, ткань больше не задыхается, не выцветает и не нагревается.
Ну и нужно, наверное, сказать что-то про орлов. Украшение состоит из узоров в виде пурпурных кругов, каждый из которых содержит золотисто-желтого «геральдического орла» (ориентация головы чередуется от одного узора к другому). На обратной стороне, цвета поменялись местами, и орлы выглядят фиолетовыми на золотисто-желтом фоне.
Происхождение этого орлиного мотива трудно определить. Чрезвычайно широко распространенный на Востоке с древних времен, он был очень быстро интегрирован в европейскую геральдику после крестовых походов. Орел, являющийся хищником, который летает выше всех других птиц, очень быстро становится символом королевской власти. С религиозной стороны, поскольку природа считается притчей о невидимом мире, орел (сила, могущество, величие) становится представлением Христа. Но, в принципе, лично меня одноголовый орел неизбежно откидывает к Матильде и её первому супругу, императору Священной Римской империи. А гербом у этих императоров были именно орлы, сначала одноглавые.
Так что всё может быть очень просто: Матильда, вкладывающаяся в строительство церкви, таки подарила и далматик, но не в 1121 году, а в 1166-м, именно для реликвария. Потому что сравнение Христа с хищным и безжалостным орлом как-то теологически хромает, нет? А вот герб и картинка на далматике практически идентичны.
Ф-мобное 4: как был реконструирован далматик
Для начала, ещё одно мнение специалиста о далматике. По мнению Дороти Шеперд из Кливлендского музея искусств, в одиннадцатом веке ткань, из которой изготовлен далматик, просто не могла существовать. По её мнению, эта ткань определенно относится к XIII веку, причем ко второй части этого века. Так что, если ей верить, императрица Матильда имеет только весьма непрямое отношение к далматику. Она действительно могла познакомиться со св. Этьенном в 1121 году. Во всяком случае, она активно спонсировала строительство церкви в аббатстве, им основанном, и даже дожила до ее освящения в 1166 году. Но сам далматик был, по-видимому, привезен каким-то паломником из Сантьяго-де-Компостела уже для мощей святого. Таким образом, реликварий, куда была помещена берцовая кость св. Этьенна и, позднее, далматик, старше самого далматика.
Высота 0,63 м, ширина 0,735 м, глубина 0,26 м. Изготовлен между 1180 и 1200 годами.
читать дальше
Высота 0,63 м, ширина 0,735 м, глубина 0,26 м. Изготовлен между 1180 и 1200 годами.
читать дальше