читать дальшеВ целом, около 19 миллионов американских женщин работали в тяжелой и военной промышленности, причем 5 миллионов из них до этого моменте не работали никогда. Они были теми самыми домашними женами, которые заботились о благосостоянии своих кормильцев-мужей и всю свою жизнь находились под контролем семьи. То, что теперь такое количество женщин стало финансово независимым, не было встречено ни семьями, ни обществом с большим энтузиазмом. Всё-таки, американцы представляли собой общество довольно консервативное, с издавно расписанными гендерными ролями и врожденным пониманием, какой подобает быть нормальной женщине. Местом замужней женщины был её дом и её семья, тщательно ограниченный круг знакомых, и родная церковь как место достойной и полезной социализации. Теперь все эти представления пришлось пересматривать, а люди не любят пересматривать то, что для них было чем-то самим собой разумеющимся. Что ж, им на помощь пришла пропаганда.
Да, изначальная Rosie the Riveter Рокуэлла - слева, более знакомый нам и явно модернизированный имидж "Рози" справа был создан уже в 1980-х. Рози от 1943 года была вторым постером в серии, пропагандирующей идею "Вместе мы сможем!" Дело в том, что Вторая Мировая не отменила враждебности 1930-х между работодателями и рабочими союзами. В создавшихся же условиях промышленным магнатам и, в конечном итоге, государству были совершенно невыгодны прогулы, саботажи и забастовки на рабочих местах, потому что экспорт и торговля требовали бесперебойных поставок. Так в Westinghouse Electric родился первый постер от 1942 года, призывающий стороны объединить усилия ради светлого будущего, за которое сейчас идет война.
Для мужчин, работавших в оборонке, присутствие женщин на рабочих местах было однозначным раздражителем. Для начала - это были чувства людей, на чью территорию внезапно пришли чужаки, которых нельзя было изгнать. Во-вторых, общество просто не создало к тому времени социального кода для общения с коллегой женского рода, равным по статусу. Во времена Первой Мировой женщины тоже работали на производстве, но то ли их опыт был за 30 лет основательно забыт, то ли Великая Депрессия изменила мир настолько радикально, что тот опыт в этом новом мире был неприменим в принципе. В общем, единственным, до чего додумались светлые голоды федеральных формирователей норм - это банализировать случившееся и успокоить горячие мужские головы идеей, что Рози просто работает вместо Чарли, который воюет. А вернется Чарли - всё войдет в свое русло.
Не знаю, как на ваш слух, а меня эта песенка бесит несказанно. Она пошлая, пошлая в социальном смысле. Тем не менее, достаточно мотивировавшая женщин тех лет, которые со стороны увидели, какие важные дела они умеют делать. Но всего через пару лет их стали загонять в довоенный формат. Разумеется, часть работающих женщин была более чем счастлива вернуться в мир, наполненный чувством защищенности и привычных милых дел. Но те, кто искренне радовался собственным деньгам, независимости и освобождению от ненавистной им по той или иной причине рутины, кто занимал руковолящие должности, решал важные проблемы... могли ли они во второй раз войти в ту же воду, которая была до войны?
Посмотрим обучающий, сделанный для подростков фильм "Семейный обед" от 1950 года. В общем-то он учит совершенно правильным приемам: не быть эгоистичным, не болтать без умолку о своем, не поднимать за столом неприятные темы, не высказывать потенциально оскорбительные суждения, уважать близких и заботиться о них. Но более консервативную картину семейного быта трудно вообразить. Впрочем, родители здесь в том возрасте, что они просто вернулись к тому, как оно всё было до войны. Но их дети через пяток лет начнут, всё-таки, отжигать на танцульках и стремиться к странному.
А вот для молодых заплеснивелость прошлых правил была уже невозможна. Герои второго короткого фильма, о сложностях первого года совместной жизни, познакомились на заводе. Молодая жена ещё добровольно увольняется с работы ради мужа, который чувствует гордость человека, содержащего семью, но её уже напрягает отсутствие своих денег, и она уже не молчит о том, что ей не нравится. И муж тоже не остается слепым и глухим к тому, что слышит и видит. В фильме несколько раз звучит фраза о том, что они выросли за этот год. То же самое можно сказать обо всём обществе.
То есть, общество всё-таки было вполне готово двигаться вперед, но отчего-то его упорно загоняли в старую форму. Институт Американской истории видит причину в холодной войне, начавшейся уже в 1946 году. Была сделана осознанная попытка создать монолитный по жизненным ценностям мир, опирающийся на традиционную семью и консервативные традиции. А экономический бум и бурное развитие пригородов подсказали, где искать ту питательную среду, в которой определенная модель общества, базирующаяся на стиле жизни среднего класса, будет доминировать: потребление, активно подстегиваемое телевидением, которое всё плотнее входило в быт американцев.
Лично для меня всё выглядит так, что события, взявшие старт в СССР конца 1980-х, разрушили больше, чем непосредственно СССР. Ко всем чертям полетели все модели и ценности, которыми жили и США почти половину столетия. И вместе с этим - ценности двухполюстного мира в целом. С тех пор и мечемся, потому что новые модели и ценности настолько не удалось создать, что ими стало отсутствие модели и ценностей, но и это не устоялось. Возможно, то, что мы видим сейчас - это отчаянные попытки нащупать точки устойчивости, но как-то эти попытки не впечатляют. Во всяком случае, если бы у меня была бабушка (а в моей семье бабушек не было), то я бы предпочла скорее такой вариант...
... нежели такой: