С тех пор, как принц Фредерик перебрался в Англию, у Георга II настали нервные времена. В какой-то степени неприязнь между королем и его наследником могла иметь корни в характере Фредерика. По словам его приятеля и соперника, лорда Херви, не было такой лжи, которую принц постеснялся бы соврать. Принц также был мелочен, стараясь досадить родителям даже тем, что создал Дворянскую Оперу в пику опере Королевского театра, в которой заправлял Гендель, которому королевская семья покровительствовала. Затея со временем провалилась, но свое дело сделала: оба оперных заведения стали банкротами, и Генделя накрыл творческий кризис.
Георг II и Гендель в одной лодке. Генделю, кстати, творческий кризис пошел на пользу, заставив пересмотреть привычное, и найти совершенно новое. Так что ораторией «Мессия» мы в известной степени обязаны неприязни между Георгом II и Фредериком Ганноверским
читать дальшеДалее, Фредерик, став принцем Уэльским, взял себе любовницу. Причем не какую-нибудь, а Анну Вэйн, 19 лет. Та же самая Анна приглянулась и лорду Херви, и лорду Харрингтону. Не желая никого отвергать, шустрая фрейлина королевы Каролины закрутила со всеми тремя, что не делало чести никому из вовлеченных в этот многоугольник страстей, но в принципе на первом месте был, разумеется, принц Уэльский. Вообще-то не вполне понятно, пошла Анна в матушку, Мэри Рэнделл, которая, по словам её свекра, была "скандалом", или стала жертвой репутации Мэри. И уж совсем загадка, в чем была скандальность этой Мэри. Уж не в том ли, что её отец потерял в политике всё свое состояние и умер в долговой тюрьме? Впрочем, на 1729 год он был ещё вполне жив, хотя и уже в долговой тюрьме. С другой стороны, "скандалом" Мэри назвал Кристофер Вэйн, славный своими ссорами с членами семьи - он и его супруга судились буквально со всеми родственниками, в том числе и с отцом Анны. Так или иначе, все эти люди были лордами, графами и даже один герцог невольно затесался, так что репутация девушки в кругах, где она вращалась, изначально была подпорчена.
Анна Вэйн
Одной из самых горячих тем для сплетен того времени была тайна рождения Фиц-Фредерика Вэйна, сына Анны, которую принц Уэльский поселил буквально рядышком с епископом Солсбери на Гросвенор Стрит, назначив ей содержание в 1600 фунтов годовых. Судя по имени, принц Фредерик считал ребенка своим. Судя по тому, что Фиц-Фредерик умер от припадка конвульсий, он все-таки был сыном лорда Херви, который умер по той же причине. Впрочем, кто мог разобраться в капризах принца Уэльского? После того, как Анна родила ему дочь, умершую через два часа, и её собственное здоровье стало ухудшаться, принц её просто-напросто бросил. Более того, он потребовал, чтобы она покинула Англию не менее чем на три года. А предполагаемого сына, по традициям своего семейства, он планировал просто забрать себе. Просто Анна была из достаточно высокопоставленной семьи, чтобы окоротить его высочество, и остаться ровнехонько там, где и была - по престижному адресу и с престижным доходом. Судя по всему, именно к этому она и стремилась изначально.
Принц Уэльский
Естественно, похождения сына по женщинам, сопровождающиеся скандалами и, главное, тратами, Георга II в восторг не приводили. Ещё меньше его приводили в восторг происки наследника в Германии. Став правителем Ганновера, Георг II был вынужден лавировать в тёмных водах местной политики, и брак принца Фредерика с кем-то из его союзников был важнейшей частью этой политики. Но сам-то Фредерик, когда еще жил в Ганновере, боготворил Пруссию, и был готов буквально на всё, чтобы жениться на Вильгельмине, дочери Фридриха Вильгельма I. Саму-то Вильгельмину он никогда не встречал, но было известно, что и она, и её любимый брат Фридрих (будущий Фридрих Великий) так же погружены в мир музыки и искусства, как и сам Фредерик. Всё-таки, эта музыкальность была генетической - матерью Вильгельмины и Фридриха была тётка Фредерика, младшая сестра Георга II.
Принцесса Вильгельмина, которая без Фредерика Ганноверского была значительно счастливее, чем была бы с ним
Фредерик также боготворил брата Вильгельмины. И, скорее всего, политику их жуткого папаши, хотя вряд ли одобрил бы его как человека, если бы знал, что тот смертным боем бьет и дочь, и сына, и вообще всех, кто подворачивается ему под руку. Георг II всю подоплеку брака сестры знал, но его все-таки притягивала растущая мощь Пруссии. История жениховства резко закончилась после того, как принц Фредерик, рассматривающий осторожность отца слабостью и нерешительностью, отправил в Пруссию своего собственного посланника, чтобы форсировать переговоры. Такое своеволие вовсе не понравилось Фридриху Вильгельму (да и переговоры с Георгом не клеились), так что Вильгельмину спешно отдали, в конечном итоге, в род Гогенцоллернов, хотя изначально её муж, наследный принц княжества Байрейтского, был женихом младшей сестры Вильгельмины. Ну а Фредерика быстренько сосватали за Августу Саксен-Готскую, которую, вместе с её матерью, буквально случайно встретил по дороге Георг II. Поскольку симпатичная барышня была пятнадцатым (и не последним) ребенком своих родителей, вопрос о предполагаемой фертильности невесты даже не рассматривался.
Августа Саксен-Готская, "девочка которая выжила" и даже была на свой лад счастлива, в конечном итоге
Как ни странно, завзятый бабник Фредерик отнесся к грядущему браку настолько серьезно, что именно в тот момент попытался убрать из страны Анну Вэйн. По иронии судьбы и воле родителей, женился принц Уэльский под музыку Генделя, хотя оба театра, и его, и королевский, почтили событие каждый своей оперой. Между прочим, Георг II успел подсуетиться с браком наследника в последнюю минуту - вдовствующая герцогиня Мальборо чуть было не успела женить Фредерика на своей внучке, леди Диане Спенсер, посулив за ней приданое в 100 000 фунтов, что очень впечатлило принца, которому денег вечно не хватало.
Но Роберт Уолпол, который был в контрах с герцогиней, о планах проведал, и тайный брак предотвратил. И знаете, лучше бы Фредерик женился на Диане. Лучше даже для короля Георга II, потому что его мотания между Германией и Англией сразу съели его популярность, а матушка принцессы Августы не разрешила дочери учить перед свадьбой английский, утверждая, что Ганноверы находятся у власти в Англии достаточно давно, чтобы англичане заговорили по-немецки. Так что поддержка и ресурсы герцогини Мальборо королю ой как пригодились бы. Да и Фредерика она смогла бы держать в ежовых рукавицах.
Леди Диана Спенсер и её бабушка, вдовствующая герцогиня Мальборо
"Малютку Ди", высокую и красивую деву, выдали замуж за Джона Рассела, наследника герцога Бедфорда, и она сгорела в этом браке за 4 года, безуспешно пытаясь родить супругу наследника, потому что тот был этим вопросом буквально одержим. После смерти Дианы, герцогиня Мальборо обвинила её мужа в плохом обращении со своей любимой внучкой, но неутомимый лорд Херви писал, что герцогиня просто хотела получить назад те драгоценности, которые она дарила Диане, причем буквально аж до того, как бедняжку успели похоронить. Был Херви прав или нет, но карьера Бедфорда реально пострадала от неприязни герцогини, так что не только в побрякушках там было дело - герцогиня, как известно, после смерти Дианы перечитала её письма подряд, и поняла то, чего не заметила, получая их по ходу жизни.
Уимблдон, который герцогиня намеревалась подарить внучке, отошел к не менее любимому внуку Джону, у потомка которого в 1961 году родилась дочь, которую назвали Дианой Спенсер в честь этой герцогини Бедфордской. В общем, право, не окажись Роберт Уолпул столь расторопен, многое пошло бы по-другому в судьбах героев этого рассказа и в судьбе Великобритании. И, скорее всего, в судьбах всей Европы, хотя не факт, что было бы лучше, учитывая обожание принцем Уэльским Пруссии и гениальность Фридриха Великого.
Георгианская эпоха - 3
С тех пор, как принц Фредерик перебрался в Англию, у Георга II настали нервные времена. В какой-то степени неприязнь между королем и его наследником могла иметь корни в характере Фредерика. По словам его приятеля и соперника, лорда Херви, не было такой лжи, которую принц постеснялся бы соврать. Принц также был мелочен, стараясь досадить родителям даже тем, что создал Дворянскую Оперу в пику опере Королевского театра, в которой заправлял Гендель, которому королевская семья покровительствовала. Затея со временем провалилась, но свое дело сделала: оба оперных заведения стали банкротами, и Генделя накрыл творческий кризис.
Георг II и Гендель в одной лодке. Генделю, кстати, творческий кризис пошел на пользу, заставив пересмотреть привычное, и найти совершенно новое. Так что ораторией «Мессия» мы в известной степени обязаны неприязни между Георгом II и Фредериком Ганноверским
читать дальше
Георг II и Гендель в одной лодке. Генделю, кстати, творческий кризис пошел на пользу, заставив пересмотреть привычное, и найти совершенно новое. Так что ораторией «Мессия» мы в известной степени обязаны неприязни между Георгом II и Фредериком Ганноверским
читать дальше