Кажется, голосовавшие за него просто не отдавали себе отчета, что если они смогли его выпинать из кресла премьер-министра посреди срока, в 2016 году, президента они уволить за неспособностью исполнять обязанности не смогут следующие 6 лет. И то, что роль президента здесь ограничена внешней политикой, горюшку совсем не поможет. Если в США выиграет Трамп, и если Стуб с ним встретится, последствия я предсказать не берусь - право демонстрировать миру достижения американских дантистов Донни-бой как бы зарезервировал за собой. Как и право выпаливать то, что слюна в рот принесет.
читать дальшеРазница в голосах невелика, собственно, всего чуть больше 3%. Поэтому я бы сказала, что тут всё-таки столкнулись именно идеологии. Просто посмотрела на проценты голосов, которые Стубб, правый либерал, получил в населенных пунктах юга, где живет настоящий средний класс, а не тот, который считает себя таковым, но еле концы с концами сводит. Если сводит. Итак, Стубб получил в Эспоо, где сам живет в элитном районе, именуемом Вестенд, 56,6 % голосов, в Инкоо 61% (много финских шведов), в Кауниайнен, с его особняками, 70,2%. Ну и в целом то же самое по всей стране - за Стубба голосовали так называемые буржуи, и все районы, традиционно голосующие за Шведскую национальную партию. Причем, если по всей стране процент голосования был всего 70, то в этих районах он был и выше 86% кое-где. Зато за Хаависто проголосовали все университетские города, кроме Ваазы и Лаппеенранты.
Насколько Хаависто помешало присутствие Антонио в его избирательной кампании? Помешало, потому что это именно те пропавшие голоса людей, которые голосовали в первом туре. Которые просто не смогли отдать голоса Стуббу (ибо противно), но и не захотели голосовать за Хаависто, потому что у того Антонио. И некоторые, думаю, именно из-за Антонио, который, прямо скажем, человек сложный.
У него несколько раз были проблемы с законом из-за несдержанности. То, будучи "выпимши", за руль усядется, то на круизе фейсы начистил двум дамам. Не сомневаюсь, что дамы дали повод, и были в том же пьяном безобразии, но все же. Ну и давно, лет 20+ назад, когда их с Хаависто отношения были в начальной стадии, и он только обживался в Хельсинки, слышала сплетни полусвета, что по ночникам парень быковал страшно и шубами в пол, и мерзким поведением с персоналом. Сейчас-то ему 46 уже, остепенился, парикмахерский салон открыл. То, что Хаависто не будет разгребать последствия его косяков, Антонио понял, полагаю, как только получил отпор у персонала (с другой стороны, его правильно поняли тогда в том смысле, что когда ты вылетаешь на крыльях состоятельного друга жизни из эквадорской фавелы, то у тебя будет очень свое представление о том, как себя вести в новом статусе).
Но не взять в кампанию Антонио для Хаависто было никак не возможно. Хаависто никогда не делал из своей ориентации ни секрета, ни оружия. И его всегда воспринимали именно личностью и специалистом, и человеком, который не выставляет на показ свою приватную жизнь. Давным-давно, когда в его жизни возник Флорес, Хаависто дал в каком-то спокойном, но популярном журнале очень детальный отчет и о прошлом Флореса, и об их знакомстве. И, как выяснилось, мудро поступил, потому что в ходе этой кампании, буквально на прошлой неделе, вылез один экс-футболист в статусе звезды (ну мало эта страна дала футболу) с криком:омерзительно, когда старый мужик клеит молоденьких. Это был праздничный день в прессе)) Не говоря о том, что у уходящего президента жена вдвое моложе, нашлись на местной почве и другие "старые мужики" на важных постах с молодыми женами, и нашелся мужчина, у которого жена старше на 20, кажется, лет (эти долго вообще пытались скрывать, что они женаты, но в такой крохотной тусовке разве что утаишь?..).
Так что не надо было быть даже шибко умным человеком (а Хаависто - человек умный), чтобы понять, что в этот раз удержать свою частную жизнь частной просто не получится. И Хаависто стал брать Флореса с собой на встречи с избирателями. Он сказал по факту, что вопрос о его гомосексуальности вдруг поднялся в категорию оживленно обсуждаемых с подачи местного шведскоязычного телевидения. Да помню этот момент, я его практически ожидала - была уверена, что пойдет волна)) Аккуратно перед началом второго тура.
Ну и понеслось по накатанной: первыми выскочили восторженные девы с идеалами, и начали кричать, как это можно, в наше-то время вообще такой вопрос поднимать, что телевидение холодно отпарировало, что "люди имеют право знать" и "а людям интересно и про это поговорить, у вас проблема с гласностью?". Потом выцепили на камеру традиционного мужика из глубинки, в сапогах и треухе, который, покачивая сокрушенно головой, провещал, что "нет, не может он видеть в Хаависто отца нации". Потом тот же шведскоязычный канал объявил, что согласно их опросу, треть избирателей не собирается голосовать на втором туре выборов из-за гомосексуальности Хаависто. Никакой документации к этому заявлению они не приложили.
Только вы не подумайте, что сексуальная ориентация 65-летнего политика кого-то реально волнует)) В смысле, часть избирателей-то волнует, но в целом электорату это знание скорби не причиняет. Вот когда дедушка Хьяллис Харкимо с молодой лебедушкой на приеме в честь Дня независимости под ручку появился - то да, там все вздрогнули, кто от злости, а кто и от зависти.
Тут было важно "украсть время". Поскольку Стубба и Хаависто видели по политическим взглядам близнецами-либералами, отпущенное на них телевизионное время для Хаависто было важно, чтобы пройтись по существенным отличиям: нет ядерному оружию на нашей территории и нет натовскому военному контингенту на нашей территории. Но ему пришлось вместо этого говорить о своей частной жизни. Стуббу-то всё равно было, у него повестка немудреная: "я бы всё оставил, как есть", "я спал бы спокойнее с ядерной ракетой под подушкой", крупный бизнес спасет эту страну, остальным надо затянуть пояса, и работать больше, быстрее, задорнее. И бюджет у него был больше - эти лошадиные зубы сверкали с табло даже на вокзале прибывающим поездам.
Когда у Хаависто после всего спросили сакраментальное "что ты сейчас чувствушь", он как раз и сказал, что ему было сложно вести нормальную кампанию и нормально общаться с избирателями, потому что между ними постоянно стоял вопрос, никакого отношения к выборам не имеющий. И что хотел бы, чтобы на данную тему поговорили исчерпывающе открыто, потому что он отнюдь не единственное публичное лицо, чью частную жизнь используют для отвлекающего медийного шума.
Лично я разочарована, конечно, потому что как раз отношусь к тем идейным условным девам, кто не понимает, как для кого-то вопрос, с кем президент делит спальню, может быть важнее вопроса о том, разместят ли у нас на заднем дворе ядерное оружие. Но что-то в Стуббе и хорошее есть - у него в семье две рескью-кошки, Мило и Нала, кажется. Если в задачу котиков входит спасти мир, их агенты на посту.
А пока эти кисаньки спят и переезжают на служебную квартиру, страна проснулась с правым правительством, правым президентом, и очередной неделей забастовок.