Полуиздевательское «а мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем» имеет более солидную основу, чем мы могли бы предположить. Так, во всяком случае, утверждает профессор когнитивной психологии в Гарвардском университете Стивен Пинкер.
читать дальшеВернее, мы не разговариваем «на матерном», мы на нем выплескиваем самые мощные эмоции. Пинкер утверждает, что нецензурные словечки отражают нашу человечность до мозга костей. «Запретные» слова откладываются у человека своеобразными формулами с самого детства, в старейших областях правого полушария мозга (за логику отвечают передние части левого полушария). Человек, с детства говорящий на нескольких языках, и ругательства закручивает более изобретательно, чем одноязычные люди. Пинкер утверждает, что матом человек разрушает табу, которые относятся к областям секса, веры, смерти, дряхлости, выделений организма, непопулярности.
Ругательные слова есть в каждом языке, и вряд ли культурная эволюция в обозримом времени их искоренит. Тем более, что значение этих слов вовсе не одинаково сильно в разных культурах.
Если в США ругательство, означающий женский половой орган, несет чрезвычайно наэлектризованную нагрузку, то в финском языке это же слово слышится и пишется повсюду, от школ до фильмов и газетных статей. Я лично слышала, как девчушка лет 4-х, пытаясь поспеть за компашкой более взрослого брата, топала по лестнице, повторяя это слово на каждой ступеньке. Хохма в том, что эта куколка с бантиками и в роскошном платьице была негритяночкой. Такой вот синтез культур. Наверняка, чуть ли не первое финское слово для дитяти. А вот аналогичный мужской член в финском ругательном не употребляется вообще. Пинкер утверждает, что подобный феномен объясняется чрезвычайной феминистичностью финского общества. Своего рода уравнивание счета.
Зато слово «черт», которое в русском языке и ругательством-то назвать нельзя, в протестантских странах является настолько грубым матом, что оно вылетает только в минуту наивысшей агрессии. Слышащему же вариацию «сатана» рекомендуется убраться с места происшествия с нарастающей скоростью, потому что следующим номером будет летящий кулак.
Пинкер таже подметил, что наиболее сочно и продуктивно человек сквернословит на родном языке, даже если прожил десятилетия в другой языковой культуре. Гм-мм... Верю.
Ругательства реабилитированы
Полуиздевательское «а мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем» имеет более солидную основу, чем мы могли бы предположить. Так, во всяком случае, утверждает профессор когнитивной психологии в Гарвардском университете Стивен Пинкер.
читать дальше
читать дальше