В центре всей истории Калевалы находится волшебник-певец Вяйнямёйнен. Проще говоря, именно он-то всю кашу и заварил. А расхлебывали ее, как водится, другие. Правда, в конце истории досталось и герою.
читать дальшеРождение Вяйнямёйнена покрыто неким флером загадочности. Известно, что его матушкой была богиня воздуха Илматар. Насчет папы вопрос открыт. Некоторые сказители утверждают, что это было море («от сырости завелось» и поныне говорят). Другие грешат на ветер (вот оно откуда, «ветром надуло»).
Очевидно, дитя в следствии подобной неясности своего статуса родиться не спешило: в чреве Илматар сыночек сидел 30 лет. Бедная женщина. Поскольку с таким грузом не побегаешь, Илматар предпочитала витать в этаком статическом покое. Настолько статическом, что утка свила у нее на колене гнездо. Как ни терпелива была Илматар, но в какой-то момент ей захотелось гнездышко с коленки отодвинуть, и оно упало в море. Из разбившихся о поверхность моря яиц и появились все инградиенты для сотворения мира.
Тут пришлось и сыну, наконец, родиться, чтобы помочь этот мир творить. Не обошлось без некоторых накладок с буйством экологии и парочкой экокатастроф, но в результате все сложилось приемлемо. Вяйнямёйнен выбрал себе местечко получше, и зажил там себе уважаемым патриархом.
Само собой разумеется, что мир строился не с помощью топора и молотка, а самым наимагическим образом: заклинаниями под музыку, наигрываемую нашим героем на кантеле (вид гуслей).
Вековечный Вяйнямейнен
время жизни коротает
в Вяйнеле своей прекрасной,
в Калевале вересковой,
песни Вяйно распевает,
распевает, заклинает.
Дни поет без перерыва,
ночи все - без передышки,
древние поет он песни,
изначальные заклятья,
их не все герои знают,
их не каждый понимает
на исходе этой жизни,
в убывающее время. (здесь и дальше перевод стихов Эйно Киуру и Армаса Мишина)
И вот все застроено, зверюшки бегают, народец трудится и плодится, но периодически помощь волшебника все-таки нужна. Поэтому путешествует Вяйнямёйнен, и никакой у него личной жизни. А хотелось бы. За работами-заботами и постареть успел, и поседеть, а людям все неймется, все чего-то хотят.
Тогда Вяйнямёйнен решил написать Закон. Все легче будет. Закон получился емким и серьезным. В нем запрещалось:
· Причинять зло невинным
· Брать старикам молодых девиц в жены
· Обижать слабых
· Гоняться за богатством
· Есть внутренности рыб и животных (холодильников тогда не было, а внутренности – субстанция скоропортящаяся)
· Свистеть на воде (от свиста по делу витер наполнял паруса, а вот бездельный свист мог привести к шторму)
· Привозить хлебную закваску с севера (где, как считалось, гнездились всякие болячки, так что продукты оттуда везти не стоило)
· Вести себя развесело в лодке или на охоте в лесу (понятно почему, веселье-то и тогда обычно на дне бутылки было, а пьяный рыбак или охотник – это зло)
· Плавать в опасных водах
· Путаться под ногами у занятых людей («лежать на дороге»)
· Колобродить по ночам
· Оплакивать покойных (от горя и с ума можно сбрендить, да и вот они, покойные-то, рядом, позови на помощь – придут)
· Убивать лебедей – убийца будет навеки проклят
· Инцест (очень страшное обвинение и в те далекие времена)
· Убийство и прочие «вечные грехи» (убийцы после смерти попадали глубоко под землю, куда на них сгонялись наговоры, проклятья и болезни
людей)
В общем, возвращался однажды Вяйнямёйнен по лесу на телеге, пребывая в полной прострации от законотворчества. А навстречу ему – какой-то молодой нахал. Потому нахал, что дороги не уступил, да и на вид парень был подозрителен. Не иначе, шаман финский.
(продолжение следует)
Вот финское изображение Вяйнямёйнена на рабочем месте кисти Экмана
А так его увидел художник Кузьмин
Калевала: Вянямёйнен 1
В центре всей истории Калевалы находится волшебник-певец Вяйнямёйнен. Проще говоря, именно он-то всю кашу и заварил. А расхлебывали ее, как водится, другие. Правда, в конце истории досталось и герою.
читать дальше
читать дальше