Сегодня посмотрела обе серии "Оливера Твиста". Впечатления странные: читать дальшея читала Диккенса в ПСС периодически лет до двадцати, и была уверена, что знаю его вдоль и поперек. Уж не знаю, почему, но считала я его певцом уютного, мещанского, в хорошем смысле, благополучия. Как-то осталось в памяти, что его герои проходят через немыслимые испытания, но потом находят истинных друзей и все заканчивается победой Добра с большой буквы.
В этом году у нас транслировали "Большие Надежды", "Холодный Дом", "Жизнь и Приключения Мартина Чезлвита" и вот на прошлой неделе "Приключения Оливера Твиста".
То ли я поумнела, то ли просто насмотрелась и осмыслила, но я вдруг стала понимать отрицательных героев Диккенса. Раньше все было просто: те, кто обижал ГГ, были вполне достойны самой жалкой участи. Не то, чтобы я аплодировала их несчастьям, но была явно довольна, что порок наказан. И вдруг, к собственному ужасу, я увидела в знакомых романах галерею судеб подранков всех мастей, а вовсе не борьбу хороших против плохих.
"Оливер Твист" - жестокая история, от начала до конца. Начиная с персонажей работного дома, где родился ГГ, и заканчивая обитателями особнячка с синей дверью. Повитуха с потухшими глазами и скорбным ртом, не устоявшая перед блеском золотой безделушки, которая была ей не нужна. Директрисса работного дома, тайная пьянчужка, которая даже не была злой - просто безразличной, причем, на положении, немногим более независимом, чем положение ее питомцев. Церковный стражник, пытающийся произвести впечатление человека солидного и выслужиться. У них у всех тоска по другой, лучшей жизни, которая для них невозможна, и они об этом знают.
По сути, первыми людьми, добрыми к Оливеру, хоть и из корыстных побуждений, были малолетний воришка в Лондоне и скупщик краденного. Тоже мечтатели, на свой лад. Добрые на свой лад. Одного повесили, и он, не всегда достойно живший, нашел в себе силы умереть с достоинством. Другой ушел со страшной площади другим человеком: привязчивый, ищущий одобрения подросток умер вместе с наставником, с площади ушел будущий душегуб. А несчастный Билл Сайкс, местное пугало, убийца, которого боялись все, и любила только одна. Какой страшный конец...
А Оливер добежал до заветной синей двери, и попал в любящие объятия. Конец фильма, когда умытый и сияющий ГГ раскланивается перед собравшимися вокруг благожелательными людьми, почему-то перестал казаться мне счастливым концом. Так, история спасения одного несчастного. И история гибели многих других несчастных.
Я видела весной в Таттингстоне последний работный дом в Англии - добротное, мрачноватое здание из серовато-красноватого кирпича. Анья говорила, что Чарльз Диккенс жил в детстве именно в этом работном доме, но я как-то пропустила историю мимо ушей. Теперь там дом для престарелых, и я от души надеюсь, что им живется лучше, чем жилось в этом доме детям во времена Диккенса.
Странный Чарльз Диккенс
Сегодня посмотрела обе серии "Оливера Твиста". Впечатления странные: читать дальше